Второго августа стало известно о задержании бывшего министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Александра Самбурского.
Информацию о задержании Оренбург Медиа подтвердили два источника, близких к ситуации. Что именно вменяют экс-министру, пока не сообщается. По предварительной информации, Александра Самбурского задержали в Оренбургской области. Здесь же с ним проводят следственные действия. Документы на избрание меры пресечения представители силовых структур намерены передать в один из судов Оренбурга в ближайшие дни. Вероятно это произойдет в выходные, уточнил один из собеседников Оренбург Медиа.
Официальной информации о задержании министра пока не поступало. Также недоступны для комментариев его представители и он сам. Издание Orenday сообщило о том, что Самбурский задержан по статье о взятке. Месяц назад некоторые СМИ и телеграм-каналы Оренбуржья уже сообщали о задержании Самбурского. Тогда эта информация не подтвердилась.
Напомним, в первый день июля губернатор Оренбургской области Денис Паслер отправил в отставку министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений региона Александра Самбурского. Он проработал в областном правительстве пять лет и был уволен «в связи с низким темпом решения задач, поставленных перед министерством». Спустя месяц его задержали.
Как Самбурский попал в Оренбург?
В первые месяцы работы в Оренбургской области Денис Паслер перевез из Екатеринбурга в Оренбург трех чиновников: Алексей Пахомова (стал министром образования), Татьяну Савинову (возглавила минздрав и весь социальный блок в качестве вице-губернатора) и Александра Самбурского. Он заменил назначенного еще в свой первый губернаторский срок Юрием Бергом главу МПР Константина Костюченко.
Самбурский — уроженец Екатеринбурга, ему 43 года. В 1998 году с золотой медалью он окончил школу и поступил в УПИ на специальность «Финансы и кредит». В 2001 году, став победителем региональной научно-практической конференции «Банки третьего тысячелетия», Самбурский попал на работу в Главное управление Банка России.
До 2003 года будущий министр совмещал очное обучение с работой в ГУ Банка России по Свердловской области. В банке он в итоге проработал до 2010 года. Самбурский прошел путь от специалиста до ведущего экономиста управления надзора и развития банковской деятельности.
В 2010 году он защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Совершенствование механизма управления стоимостью промышленного предприятия» в Институте экономики УрО РАН. Так Александр Самбурский стал кандидатом экономических наук. В 2010-2012 годах он работал специалистом департамента специальных программ ОАО «Корпорация Урал промышленный – Урал Полярный». Также Александр Самбурский сотрудничал с департаментом по вопросам экономической политики полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе.
В апреле 2012 года Самбурский стал чиновником. Он был назначен на должность директора департамента финансов, анализа и прогнозирования министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области. С февраля 2013 года Самбурский работал заместителем министра по управлению государственным имуществом Свердловской области до истечения срока контракта в феврале 2017 года. Контракт изначально был заключен на год, после чего неоднократно продлялся.
Проверки и уголовные дела
За время работы в министерстве Самбурский стал фигурантом нескольких скандалов. При этом ни по одному делу он не проходил в качестве обвиняемого, ситуация ограничилась несколькими служебными проверками.
Конфликты разворачивались вокруг банкротства крупной птицефабрики, продажей медиаэкранов и реконструкцией Екатеринбург Арены. По последнему делу несколько коллег Самбурского были задержаны, сам он прямых обвинений избежал.
Вскоре после задержания чиновников министерства по управлению госимуществом Свердловской области Самбурский ушел в отставку. Публичных данных о работе Самбурского в 2018 и 2019 году почти нет. Экс-замминистра вел частную жизнь, занимаясь своими проектами.
В Оренбургскую область Самбурский переехал в сентябре 2019 года. Он стал первым чиновником из другого региона, возглавившим министерство природных ресурсов, экологии и госимущества — одно из самых закрытых ведомств областного правительства.
Пять лет в министерстве
За время работы Самбурского министерство реализовало несколько крупных проектов, его работа стала более публичной. В частности, в Оренбуржье осуществили несколько проектов (в том числе и федеральных), связанных с экологией, в том числе по ликвидации свалок. Все началось с громкого скандала со свалкой под аэропортом: скопление птиц на стихийном полигоне мешало безопасности полетов. Спустя пять лет давления прессы и надзорных ведомств ее все-таки начали ликвидировать. Работы в Нежинке фактически завершены.
Ликвидируются в области и другие свалки — как за федеральные, так и за региональные деньги. Впрочем, эта проблема, кажется, бесконечна: паводок превратил мусорную проблему из острой в нерешаемую: мощностей для вывоза не хватает. Сейчас в Оренбургском районе есть несколько стихийных свалок, а в Оренбурге и вовсе пришлось заключать дополнительный контракт на вывоз мусора с контейнерных площадок.
Также за время работы министра в центре внимания была ситуация с экологией и выбросами. Оренбуржцы, живущие рядом с предприятиями и нефтебазами начали все чаще жаловаться на запах и выбросы. Проблему пытались решить как работой по снижению выбросов (предприятия стимулировали ставить более экологические чистые установки, где-то это частично сработало — например, в Медногорске) системой передвижных и стационарных экопостов, объединенных в общую систему. Жалоб на выбросы из-за нее меньше не стало, однако реальные превышения ПДК теперь можно зафиксировать в режиме онлайн.
Были и застарелые конфликты. Одну из самых громких проблем — иловые поля под Оренбургом, на вонь от которых жалуются в Южном Урале — пытаются решить благодаря строительству Цеха механического обезвоживания, однако полностью закрыть вопрос пока не удалось. Жители поселка по-прежнему периодически жалуются на запах.
С 2019 по 2024 годы в регионе пытались решать вопросы с мусорными заводами: инвесторы вроде бы находились, однако муниципалитеты выступали против строительства объектов. В итоге компромиссный вариант нашли, однако информации об активной фазе стройки пока не поступало. Жители протестовали не только из-за мусоропереработки: проблемой в 2023 году стала птицефабрика в Оренбургском районе, которую в итоге также не стали строить.
Также при Самбурском министерство активно занималось вопросами приватизации. Здесь у правительства произошло несколько публичных пикировок с прокуратурой, однако региональным чиновникам удалось добиться своего.
Так были акционированы оренбургский аэропорт (позже перешел к новому собственнику для реконструкции) и ОКЭС (энергетическое предприятие осталось в собственности региона — чтобы избежать претензий надзорных органов, это пришлось прописать в законе). В итоге все компании, приватизация которых была запланирована, перестали быть ГУПами. По некоторым госпредприятиям процедура акционирования еще идет (это федеральное требование — к 2025 году подавляющее большинство ГУПов должно быть переведено в иную форму собственности).
Многие проекты реализованы не были. Так масштабная программа по Уралу пока так и остается на бумаге. Ввиду паводка и наводнений 2024 года часть программы пролежит под сукном еще несколько лет. Оздоравливать реку надо, однако проблема обмеления явно отошла на второй план.
В конце июня в Оренбурге произошла скандальная ситуация из-за размещения потенциально опасного объекта. Публикации о планах по строительству площадки для хранения отходов углеводородного сырья в районе села Южный Урал появились 24 июня. И. о. прокурора Оренбургской области Павел Хлебкович поручил природоохранному прокурору разобраться в ситуации и дать оценку работе контролирующих органов. Как сообщили в областной прокуратуре, при необходимости ведомство примет меры реагирования.
Губернатор Оренбургской области Денис Паслер вмешался в ситуацию с протестом жителей южной части Оренбурга из-за размещения хранилища нефтяных отходов близ села Пруды. Он заявил, что правительством Оренбургской области каких-либо разрешений или согласований на размещение в этом районе объекта хранения нефтесодержащих отходов не выдавалось и выдаваться не будет. Каким образом земли поменяли свое предназначение и кто выдал такие разрешения публично пока не сообщалось.