Министр цифрового развития и связи Оренбургской области Денис Толпейкин 14 сентября покинет свой пост. Как министерство изменило подход к работе с «цифрой» за пять лет читайте в материале Оренбург Медиа.
Кто такой Денис Толпейкин?
Толпейкин стал министром в конце 2019 года когда департамент информационных технологий при правительстве области переформатировали в полноценное министерство. Департамент молодой чиновник возглавил за несколько месяцев до этого.
До перехода в Дом Советов Денис Толпейкин работал в ОИКБ «Русь» в должности председателя правления. Карьеру начал в аудиторской фирме «БДО Юникон «СОВА», а в 2017 году был назначен председателем правления ОИКБ «Русь». Он также был членом правления АО «Банк Оренбург», членом совета директоров АО «Система город» и АО «ОРЭК».
Толпейкину 39 лет. Он стал одним из самых молодых чиновников правительства Оренбургской области. Денис Толпейкин — выпускник ОГАУ по специальности «финансы и кредит», после обучения в Финансовой академии при Правительстве РФ получил аттестат аудитора. У уходящего министра также — диплом АССА по международной финансовой отчетности.
До переформатирования департамента в министерство цифровое развитие региона было скорее декларативным: в реальности с внедрением технологий были большие проблемы. Аналогичная ситуация была в десятках других субъектах федерации. Для решения проблемы в регионах и начали создавать профильные министерства.
Цифровое неравенство
Одной из главных проблем Оренбуржья было цифровое неравенство. Взрывное развитие широкополосного доступа и мобильного интернета позволило закрыть проблему в городах и райцентрах, однако сотни населенных пунктов не имели не то что выхода в интернет — в некоторых проблемы были даже с мобильной связью.
С 2014 года по 2021 годы, на первом этапе реализации программы ликвидации цифрового неравенства, по стандарту в населенных пунктах от 250 до 500 жителей строили вышки Wi-Fi. Это было оправдано, на тот момент жители не так активно пользовались гаджетами, и вышка ограниченного действия позволяла людям быть на связи и иметь доступ к скоростному интернету.
К 2020 году стало очевидно, что этот стандарт отстает от современных реалий. В населенных пунктах от 100 до 500 жителей стали строить вышки 4G, они отвечают всем современным запросам. Немаловажным проектом по цифровизации стало проведение высокоскоростного интернета в социально значимые объекты. Это администрации, фапы и больницы, школы.
Программа стартовала в 2021 году, до 2030 года вышки построят в 325 населенных пунктах. Сейчас — почти 200. Всего в Оренбургской области на данный момент около 50 населенных пунктов — вообще без связи. В основном это обусловлено особенностями рельефа. Но и там проблема может быть решена за счет работы минцифры с муниципальными ведомствами и операторами.
Сайты правительства, министерств, городов и районов
До 2022 года сайты правительства области, министерств, городов и районов существовали автономно друг от друга. При этом многие сервисы на них были, по сути, сквозными.
Главная проблема была за пределами Оренбурга. Зачастую в сельских территориях чиновники не могли обеспечить нормальную работу сайтов местных администраций, не говоря уже о сельсоветах.
Проблему стали решать централизовано. В итоге сайты правительства, мэрий, администраций районов и профильных министерств привели к единообразию, несмотря на определенное «сопротивление материала». Ресурсы вместе с сервисами обратной связи объединили в одну экосистему. «Оренбург Медиа» публиковал большой материал о том, как в области проводили реформу интернет-ресурсов, и с какими трудностями пришлось столкнуться при разработке. Госвеб удалось качественно модернизировать и во время пандемии: многие функции перевели в «удаленку», сохранив при этом безопасность.
Еще одной проблемой стали DDOS-атаки после начала СВО. Сайты не раз «ложились», однако модернизация инфраструктуры почти полностью решила эту проблему. Денис Толпейкин в беседе с Оренбург Медиа рассказывал, что в Оренбуржье создана качественная инфраструктура сетевой безопасности. Многие решения получили высокую оценку и на федеральном уровне.
Ощутимой для пользователей осталась лишь малая часть DDOS-атак, большую часть удалось отбить без вреда для ресурсов. Во многом эта заслуга команды оренбургского центра кибербезопасности, специалисты которого высоко котируются не только на федеральном, но и на международном уровне.
Санкции и софт
В Оренбургской области обошлось без критических проблем с дефицитом инфраструктуры и программного обеспечения после начала санкционного кризиса. Многие вопросы оказались вполне решаемыми.
— Определенные проблемы есть, но не критические. Сейчас перенастраиваются логистические цепочки. Есть решения с параллельным импортом. Все это играет положительную роль и решать острые проблемы можно, хотя дискомфорт есть. По программному обеспечению есть очень активная позиция федерального министерства. У меня есть личный опыт, когда реакция на проблему из Москвы поступает в течение дня. Провели большую, очень активную работу по инвентаризации ПО. В России сейчас разрабатывают ряд аналогов, в частности — для офисного пакета Microsoft, — рассказывал Денис Толпейкин.
Министр также отмечал, что в ряде случаев речь идет не только о фактический нехватке комплектующих или прекращении поддержки российских клиентов иностранными компаниями, но и о простом дискомфорте пользователя.
— Есть привычный Microsoft office, на котором мы всю жизнь работали. Но решения уже есть. Российские разработчики делают очень похожий продукт на свободном ПО, — заключил он.
Большую работу по этому направлению пришлось вести и на региональном уровне. Минцифра взяла на себя взаимодействие со многими вендорами и поставщиками.
Взаимодействие с отраслевыми гигантами
Оренбургская область стала плотно работать с мастодонтами отрасли — Яндексом, Лабораторией Касперского, 1С и многими другими. В школах Оренбурга начали работать Яндекс-классы, а «Яндекс.Лицей» проводит в регионе бесплатные курсы по IT.
Взаимодействие с корпорацией расширили на самые разные отрасли, в том числе и общественный транспорт. Впрочем, проблемы с автобусами до сих пор актуальны: подключаться к навигации готовы далеко не все перевозчики.
Взаимодействие с Яндексом позволило усилить информационную работу в паводок. Весной Яндекс и Минцифра Оренбургской области создали виджет о ситуации с паводком в регионе. Он доступен на главной странице поисковика. В виджете собирались все актуальные данные по паводку в Оренбургской области. Там разместили адреса и телефоны, карту региона с ПВР.
Усилилось и взаимодействие региона с 1С. Компания наладила дополнительное сотрудничество с Оренбургской областью.
В прошлом году генеральный директор «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский посетил Оренбург. Он дал старт созданию в ОГУ научно-образовательного центра «Информационная безопасность АСУ ТП» и прочитал лекцию о кибербезопасности для школьников и студентов. «Киберполигон» и новый центр позволят региону усилить компетенции выпускаемых специалистов по кибербезопасности.
Киберполигон ОГУ представляет собой мультифункциональный цифровой комплекс. Он оснащен современной инфраструктурой, используются системы и оборудование, специфичные для конкретных отраслей экономики. Сценарии учебных кибератак разрабатываются на основе реальных действий злоумышленников.
Работа с отраслью
Вопреки репутации промышленно-аграрного региона, в Оренбургской области есть и IT-рынок. А в тех отраслях высоких технологий, где рынка пока нет, есть потребность в решениях. Все пять лет Минцифры Оренбуржья активно работали с IT-компаниями и потребителями их продукта.
Отдельное направление — цифровизация органов власти. Так в 2023 году ведомство провело стратегическую сессию, посвященную практическому применению технологий искусственного интеллекта (ИИ) в госуправлении. Мероприятие проводилось для должностных лиц, ответственных за цифровую трансформацию в органах исполнительной власти, и руководителей предприятий. Аналогичная встреча проводилась и годом ранее.
Результат — постепенная цифровизация отраслей: медицина, сельское хозяйство, образование. Так, например, в регионе смогли создать системы для работы с выплатами пострадавшим от паводка. Увы, не все инициативы удавалось реализовать: так, например, «электронные дневники» и прочий школьный софт «не взлетел» из-за позиции федералов: в стране создают единую систему цифровизации школ. «Не взлетел» и «Активный гражданин»: хорошо реализованная программа оказалась невостребованной из-за формального отношения многих структур и дублирования части функций «Госуслугами». Аналогично — и «Универсальная карта Оренбуржца»: амбициозный региональный проект, фактически, перебили картой МИР со схожим функционалом. Сегодня УКО используется в основном как транспортная карта, однако ее функционал и потенциально и фактически — намного шире.
Активная работа шла и с коммерческими компаниями: здесь совместно с оренбургскими предприятиями и специалистами разрабатывали стратегию цифровой трансформации и будущее рынка. В регионе уже несколько раз проводились крупные IT-форумы (один из таких идет буквально в эти дни), где также шел обмен опытом, а спикеры из Москвы передавали знания оренбургским менеджерам и айтишникам. Толпейкин не раз отмечал, что специалисты из нашей области востребованы не только в других регионах России, но и за рубежом.
Стратегические сессии с бизнесом — это не только мозговой штурм, но и сбор обратной связи. После них планы на местах зачастую менялись в соответствии с потребностями рынка и предприятий. Несмотря на большую работу по формированию сообщества, IT-услуги в регионе пока остаются достаточно атомизированным рынком.
Как рассказал «Оренбург Медиа» один из бывших сотрудников министерства, Минцифры активно работало и с федеральной повесткой:
— Мы наладили хорошее взаимодействие с федеральными чиновниками — в частности, с вице-премьером Дмитрием Чернышенко, которые поддержал реализацию многих проектов. Нам удалось инициировать поправки в несколько федеральных законов, что пошло на пользу всей отрасли.
Киберспорт
Большой термин «Киберспорт» — это не только компьютерные игры (хотя куда без них). На протяжении нескольких лет в регионе активно продвигали и поддерживали кибериндустрию на всех уровнях. Игры — лишь верхушка айсберга. IT-компетенции наращивали и в спортивном программировании, и в робототехнике.
Дополнительной «фишкой» региона стали хакатоны: через них искали талантливых разработчиков. Проводили их в основном за счет частных спонсоров. Чтобы сделать тему модной, хакатоны сопровождали элементами шоу.
В июне в Оренбурге открылся масштабный научно-технический фестиваль: в городе одновременно шли финал XXI Российской робототехнической олимпиады и первые Всероссийские соревнования по спортивному программированию. Всего годом ранее в Оренбурге стартовал первый областной Кубок по спортивному программированию.
Результаты есть уже сегодня. В конце 2023 года сборная Оренбургской области завоевала золото и серебро на Первенстве России по спортивному программированию, которое проходило с 12 по 17 октября в Иннополисе. В этом году сборная Оренбуржья по спортивному программированию взяла кубок «Код мира».
Все это показывает: талантливых специалистов в регионе много, но удержать их — задача не менее сложная, чем воспитать. Но решать ее придется уже не Денису Толпейкину. Главной же заслугой министра в эти пять лет можно назвать то, что он с нуля пересобрал министерство и запустил в регионе многие ключевые процессы по цифровизации, несмотря на вызовы пандемии и СВО, а также определенное «сопротивление материала на местах». Ведомство старались сделать максимально открытым — как для прессы, так и для граждан, а на многие вопросы министр отвечал лично. Жаль, что решать многие проблемы приходилось в авральном темпе, ведь начинать работу по этим направлениям следовало задолго до 2019 года.