Намеченная на субботу акция сторонников Навального породила в Оренбурге целую бурю политической активности. Администрация областного центра опубликовала ролик об уличных беспорядках, пушечном мясе и бархатных революциях, полиция рассылает пресс-релизы-предостережения, а блогеры и сетевые активисты призывают никуда не выходить.
Апогеем стала публикация вице-губернатора по внутренней политике Игоря Сухарева, который уличил СМИ в непрофессионализме. Все опять-таки из-за публикаций о намеченной акции.
Вся активность властей связана с мероприятием, у которого по сути нет организатора. Штаб Навального в Оренбурге как таковой перестал функционировать полгода назад. Последние акции сторонников Навального едва собрали в Оренбурге 50 участников, а инцидентов на публичных мероприятиях в областном центре не было уже 10 лет. Почему сравнительно небольшое, локальное мероприятие погрузило Оренбург в полноценное биполярное расстройство, а чиновники рассказали о субботней акции больше, чем организаторы?
История вопроса
Полиция 17 января задержала Алексея Навального в аэропорту «Шереметьево» по прилету из Германии, где он проходил лечение после предполагаемого отравления. Политик не успел пройти паспортный контроль и был задержан по представлению ФСИН.
Суд арестовал Навального на месяц до суда. Во ФСИН сообщили, что он задержан «за многократные нарушения испытательного срока». Суд должен состояться 29 января.
Вскоре после этого в Youtube вышел фильм о так называемом «дворце Путина», в котором россиян призвали поддержать Навального на уличной акции. За трое суток фильм набрал более 40 миллионов просмотров.
Что в Оренбурге?
Сторонники Навального намерены выйти в местный гайд-парк. Акции, которые проводятся там, не требуют согласования, если не превышают ста участников. При этом в гайд-парке нельзя использовать громкоговорители и колонки.
Конкретного организатора у мероприятия нет. Вся информация о нем распространялась через социальные сети и телеграм-каналы.
Под коронавирусные ограничения субботнее мероприятие попадет вряд ли: совсем недавно тысячи оренбуржцев массово гуляли на Советской в новогодние каникулы. В указе губернатора Оренбургской области Дениса Паслера о режиме повышенной готовности прописано, что общественным организациям запрещено проводить публичные массовые мероприятия, а мэрия должна такие акции пресекать. Однако субботняя акция, которая едва ли будет массовой и больше напоминает небольшое собрание граждан, под эти ограничения не попадает.
Впрочем, есть и другие регулирующие документы — Роспотребнадзора и МВД. А корректировки в текущий указ главы региона могут внести в любой момент. Тем не менее, в своих сообщениях представители виртуального штаба Навального призвали потенциальных участников надеть маски и соблюдать все правила и ограничения.
Реакция властей
Вице-губернатор Оренбургской области по внутренней политике Игорь Сухарев возмутился публикациями СМИ о субботней акции. Он назвал это непрофессионализмом и уличил СМИ в том, что их статьи подталкивают молодых людей к выходу на улицы.
— Искренне возмущен распространением в некоторых региональных СМИ информации о проведении митингов в городах Оренбургской области! Я расцениваю это либо как провокацию, либо как элементарный непрофессионализм редакторов и журналистов. Никаких обращений и заявлений в адрес руководства Оренбургской области и муниципальных образований по вопросу проведения митингов и шествий не поступало, поэтому любые попытки провести протестные акции — это провокация с призывом оренбуржцев к противоправным действиям. Коллеги, обращаюсь к вам. Перестаньте публиковать то, что может подтолкнуть молодых людей (на которых, во многом, и рассчитаны эти призывы) к выходу на улицы. Подумайте о том, что даже административное правонарушение может угрожать будущей карьере многих из них. Кстати, Роскомнадзор по требованию Генпрокуратуры уже потребовал, чтобы соцсети удалили материалы с призывами выходить на протесты, — отметил Сухарев.
При этом даже поверхностный мониторинг СМИ Оренбурга выдает только сухие информационные заметки о субботней акции. Городские издания за последние годы достаточно часто освещали акции как системной, так и несистемной оппозиции и хорошо осведомлены о том, что там почти никогда не бывает более 50 человек (по крайней мере в последние пять лет, за исключением приезда самого Навального в Оренбург, посмотреть на которого пришло более тысячи человек), не бывает конфликтов с полицией и задержаний (гораздо чаще такие проблемы возникают у системной оппозиции — КПРФ регулярно становится «героем» полицейских протоколов). Протестный 2010 год сформировал в Оренбурге достаточно мирную политическую культуру, и эта инерция сильна до сих пор. Отчасти причина тому — гайд-парк, который умещает в себя почти все подобные активности.
В полиции Оренбурга напомнили жителям города об ответственности за участие в несанкционированных акциях. Полицейские также написали о «распространении в средствах массовой информации, сети Интернет и социальных сетях призывов к участию в несанкционированных акциях». Но если в соцсетях такие призывы, действительно, есть, то в СМИ, как уже отмечалось выше, их не было и нет.
Администрация Оренбурга в своем аккаунте в социальных сетях и вовсе выпустила ролик про несанкционированные митинги, пушечное мясо, бархатные революции и подстрекательство. К кому обращен ролик — непонятно: видимо, он должен был оказать влияние на молодежь, которую хотят оградить от уличных акций, однако содержание видео вызвало неприятие у многих оренбуржцев — слишком уж он прямолинеен.
Разнообразной получилась реакция блогеров. Так лидер движения «Антидилер» Денис Терсков поддержал деятельность Навального, но призвал оренбуржцев остаться дома. Он отметил, что активность лучше проявить в сентябре на выборах.
Главный редактор государственной газеты «Южный Урал» Ольга Дядюра назвала Навального предателем, который подрывает «авторитет президента в глазах людей и заграничных товарищей, которые нам вовсе не товарищи».
— Мы же понимаем, сколько стоят так называемые расследования, и кто их оплачивает. И что, конечно же, рассказанное на ютубах не проверить. Только поверить! И верят, потому что так проще – на время забыть о насущных проблемах и, сидя на кухне, найти во всем виноватого, желательно одного и повыше, — отметила она.
Масла в огонь подливают и другие партии. Так, активисты движения «За Правду» сообщили, что внимательно следят за политическими противниками.
— На всякий случай подъехали отметиться, что мы все видим, контролируем и готовы …. общаться, — говорится в сообщении партии.
Наиболее адекватную позицию в этой ситуации, кажется, заняла система образования. Под слоганом «дети вне политики» по родительским чатам распространяют материалы для родителей, которые должны объяснить школьникам, что на уличных акциях до 18 лет находиться не стоит.
Мнение эксперта
Политолог Дмитрий Фетисов убежден, что в каждом городе субботняя акция пройдет по-своему. В том числе, во многих населенных пунктах России у Навального почти нет сторонников (Оренбург традиционно относят к таким городам).
— Но насколько массовым станет протест, зависит от конкретных факторов. От того, какая окажется повестка. Появится ли у людей стимул идти туда или нет. Плюс у нас в стране везде по городам разное отношение к Навальному. У него везде различное количество сторонников. И еще один немаловажный фактор в такое время года — погода. Поэтому, учитывая, что повестка достаточно насыщенная, сложно сказать, насколько протест станет массовым. Но понятно, что в любом случае будет в более широком масштабе, чем у сторонников Навального еще несколько лет назад, потому что популярность политика хоть и незначительно, но растет, — отметил Фетисов.
В то же время эксперт считает, что пока, при большом количестве ошибок федеральных властей в отношении последних событий с Навальным, на региональном уровне значимость субботних событий местами преувеличена.
— Я всегда говорил, что Навальный больше медиакиллер, чем политик. А последние события сделали его политиком, количество сторонников которого увеличилось. Но оно недостаточное и никакой серьезной угрозы не представляет, — заключил он.
- Игорь Комиссарчик