Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту




Абсолютная минархия. Путеводитель по карьере Натальи Ибрагимовой в Доме Советов

14 октября пресс-служба правительства Оренбургской области объявила об уходе министра архитектуры региона Натальи Ибрагимовой. Она покинула должность по собственному желанию. Какой была карьера чиновницы в Доме Советов? Мы составили путеводитель — от создания министерства до уголовного дела и отставки.

С чего все начиналось?

В 2019 году в правительстве Оренбургской области появилась новая должность – главного архитектора. Им стала Наталья Ибрагимова. Несколько месяцев до этого она занимала этот же пост с приставкой и.о.

До назначения Дениса Паслера губернатором должности главного архитектора в областном правительстве не было. Эту должность учредили с приходом Натальи Ибрагимовой. Кроме должности главного архитектора она была назначена директором департамента архитектуры и пространственно-градостроительного развития Оренбургской области. Позиция главного архитектора области пустовала давно, а новые реалии требовали назначить ответственного: федеральная политика по финансированию регионов изменилась. Для освоения средств на благоустройство понадобился не просто чиновник, а целый аппарат.

В правительство Ибрагимова пришла из ООО «ПМ «АРХИТЕК», где работала 12 лет. Компания создавала архитектурные проекты как для Оренбургской области, так и для других регионов России.

На посту руководителя департамента Ибрагимова была спикером по самым разным темам. Это и кривой макет стелы «Оренбург», и снос недостроя на Советской, и скверы на линии Чкалова-Гагарина (открыть такой сквер у «Китайской стены» она в итоге успела за неделю до отставки). Ибрагимова также занималась вопросами набережной, благоустройства исторического центра. Вместе с оренбургскими чиновниками главный архитектор области училась в «Сколково», участвовала в круглых столах по Гагаринской летке с Захаром Прилепиным — в общем, общественная деятельность была активной.

Масштабных скандалов на тот момент за Ибрагимовой не было — но вопросы к ее ведомству у общественности возникали. Это, в частности, городская набережная, совершенно не приспособленная ни для чего, кроме прогулок. Впрочем, гром грянул позже.

Отдать все… Ибрагимовой

В начале 2021 года в Заксобрание внесли закон о создании министерства архитектуры. Может быть, это событие прошло бы с меньшим резонансом, но новому ведомству передали часть функций администрации Оренбурга — в частности, в вопросах градостроительства. Позже сюда добавятся наружная реклама и ларьки, что сделает министерство «змием о семи головах», а затем минарху прирежут некоторые градостроительные полномочия по Оренбургскому району.

Реформа вызвала очень много вопросов и у общественности, и у многих политиков. Впрочем, губернатор Денис Паслер, инициировавший реформу, будущую главу ведомства публично поддержал. В январе 2021 года Ибрагимова возглавила министерство архитектуры.

С точки зрения организации работы в появлении минарха были и плюсы: работа по привлечению федеральных средств на благоустройство стала более системной, в область пошли деньги, а муниципалитеты получили новые общественные пространства (не все были удачными — чего только стоит скандальный «Арбундинг»). Но и претензий к министерству была масса: от Тэффи Ротшильд с особняками, которые едва удалось забрать по суду, до не самой удачной 3D-модели областного центра. Вопросы у общественности возникали по массе объектов: от Зауральной Рощи (в которой в итоге ничего не стали делать, что оказалось к лучшему — она частично ушла под воду во время паводка 2024 года) до исторического центра и странного проекта с высотками по улице Туркестанской (после предостережения от областной прокуратуры он не реализован до сих пор).

Масла в огонь добавляли и местами резкие заявления министра. Ибрагимова периодически отвечала на публичную критику и многое критиковала сама.

И грянул гром

Во время руководства Ибрагимовой проектами благоустройства в регионе появилась компания Atlas. Архитектурное бюро, созданное выходцами из «Стрелки», разрабатывало ряд проектов. Работа компании вызвала негативную реакцию у оренбургской общественности: публичная деятельность «Atlas» казалась слишком размытой, а экспертиза, которую периодически выдавало бюро, мягко говоря, странной.

В конце 2021 года прокуратура нашла нарушения в контрактах с подрядчиком. В Арбитражном суде Оренбургской области началось разбирательство по иску региональной прокуратуры к ООО «Атлас» и АНО «Центр развития архитектуры». Надзорное ведомство решило взыскать с двух организаций более 98 миллионов рублей. Иск подан от первого заместителя прокурора Оренбургской области в интересах Оренбургской области в лице уполномоченного органа – правительства Оренбургской области. Взыскать деньги с ООО и АНО хотят солидарно. Сумму контрактов области с «Атласом» назвали завышенной.

После этого в СМИ стала появляться информация об обысках у Ибрагимовой и в Минархе. В декабре был задержан директор АНО «Центр развития архитектурной деятельности». Через год была задержана и сама Ибрагимова: административное дело превратилось в уголовное.

Следствие считает, что Наталья Ибрагимова превысила полномочия, обеспечив соглашение по разработке мастер-планов для городских территорий между «Атласом» и АНО вопреки законам и по заведомо завышенной цене. Договор касался подготовки концепции благоустройства общественных пространств. Деньги, по мнению обвинения, из АНО направили в «Атлас» через тендер, используя фиктивные альтернативные коммерческие предложения. В деле фигурирует сумма похищенных денег – это более 73 миллионов рублей и более 19 миллионов рублей. Судебные заседания по уголовному делу идут и сейчас.

Министр провела почти сутки в ИВС, а потом несколько месяцев под домашним арестом. Должность она не потеряла, на время домашнего ареста была в отпуске без содержания. Через несколько месяцев домашний арест заменили на более мягкую меру пресечения и министр вернулась на работу.

Медийная активность Натальи Ибрагимовой после этого стала куда ниже. Главным скандалом 2023 года стала история с генпланом Оренбурга. Даже у обывателей, не знакомых с тонкостями создания таких документов, он и сегодня вызывает недоумение. Принимали документ со второго раза, после немыслимого числа поправок, а некоторые проекты вроде дороги через Ростоши отменял лично губернатор.

Последний год работы Натальи Ибрагимовой прошел без серьезных публичных инцидентов. Минарх внедрял программу комплексного развития территорий при застройке, «дожал» проект «Молодого Оренбурга» — нового жилого квартала в Степном, занимался новыми общественными территориями — Привокзальной площадью, гранитной Советской…

ибрагимова

Отставку Ибрагимовой по большей части связывают с судебным процессом и уголовным делом. Формально это и отставкой-то назвать сложно: министр написала заявление по собственному желанию, будучи и.о. после переизбрания губернатора. Сама она свой уход пока не прокомментировала. Комментировать ее уход столь же сложно: слишком много вопросов без ответов. Весь период работы министерства его сопровождал крайне негативный фон, но при всех недочетах и уголовном деле о мошенничестве нельзя не упомянуть и достижения — те же проекты комплексного развития территорий для Оренбурга или многочисленные общественные пространства в территориях области. Выступления Ибрагимовой на любом совещании можно было «отливать в граните», а некоторые предложения из Оренбурга получили отклик на федеральном уровне. Но в целом период работы Натальи Ибрагимовой во главе Минарха можно охарактеризовать словосочетанием «Абсолютная минархия».









© Оренбург Медиа 2019

Top.Mail.Ru