Оренбургская область уже три недели живет в режиме повышенной готовности, из которых две — нерабочие по указу Президента. За это время мы видели все: от «русских коронавирус не возьмет» до истеричной закупки гречки, от прощальных вечеринок в барах до острейшего кризиса в малом бизнесе и сфере обслуживания.
«Оренбург Медиа» подчеркнул несколько особо выделяющихся проблем, которые усугубил коронавирус и режим самоизоляции.
Мусор
Руководитель регионального оператора ТКО ООО «Природа» Виктор Доценко заявил, что в самоизоляции оренбуржцы стали производить в разы больше мусора. Это действительно так. Но «Природа» оказалась к этому абсолютно не готова. Несколько недель жители Оренбурга, Орска, Бузулука, пригородов и сельских территорий жалуются на заваленные мусорные площадки. Итог: прокуратура обязала компанию принять меры.
Маски
Медики и эпидемиологи рекомендуют не появляться в публичных местах без масок, однако масок в аптеках нет уже с февраля. Обеспечить население одноразовыми масками через аптечные сети у властей так и не получилось. Заказанные двести тысяч масок, которые все еще ждут аптеки, совершенно не исправят ситуацию — этого не хватит даже на недельное обеспечение Оренбурга.
Многоразовые маски, впрочем, купить можно. Увы, местные производители так и не могут выйти на массовый рынок и продают изделия через интернет. Если в аптеке многоразовая маска стоит 70-100 рублей (иногда дороже), то у производителя можно заказать партию или несколько штук от 30 до 80 рублей. Впрочем, есть и те, кто продает маски по 600 рублей. И отсюда идет следующий пункт.
Спекуляция
В интернете можно легко найти не только многоразовые маски по 600 рублей. Любые средства индивидуальной защиты продаются с огромной наценкой. Эстафету подхватили рынки: последовало многократное повышение цен на лимон и имбирь, а также ряд других товаров. В итоге лимоны, например, просто пропали из торговых сетей. Впрочем, далеко не все товары исчезли с прилавков по экономическим причинам.
Искусственный дефицит
Экстренные распродажи позволили продавцам сбросить излишки продукции, а вот торговым сетям в нынешних условиях приходится местами создавать искусственный дефицит. Отчасти в этом виноваты сами оренбуржцы, неистово закупавшие гречку и туалетную бумагу в середине марта.
В итоге крупные магазины выкладывают товар на прилавки порционно. Это, в основном, касается мяса и круп. Посетители торговых сетей не раз видели, как часть товара просто снимают с прилавков и уносят на склад, чтобы не скупили разом. В итоге покупатели часто упираются в пустую витрину. Такое встречается и в обычные дни, но режим самоизоляции эту проблему усугубил.
Впрочем, серьезных проблем со снабжением магазинов в Оренбуржье нет. После ажиотажа первых дней работа торговых сетей более чем стабильна, а цены держатся на примерно одном уровне уже три недели.
Несогласованность
Ветви общественных и политических институтов пока работают несогласованно. Яркий пример: областное правительство рекомендует не посещать религиозные учреждения, а РПЦ закрывает двери храмов только через неделю. На одних въездах в регион стоят посты ППС, анкетирующие приехавших в Оренбургскую область (они должны провести на карантине 14 дней), а на других дорога открыта. Изначально далеко не все представители бизнеса поняли, кому нужно закрываться, информацию о возможности открыть автосалон или магазин с 6 апреля также довели не до всех.
Еще большую сумятицу вносят в ситуацию федеральные власти: непонятно, какие меры поддержки уже работают, а какие еще нет, что подвластно губернаторам, а что — не их компетенция.
Правовой нигилизм
Несмотря на режим полной самоизоляции, в Оренбурге, Орске, Бузулуке и других населенных пунктах области много праздно прогуливающихся по улицам людей. Самоизоляция далеко не всем по душе, об этом говорят полицейские сводки: нарушителей тысячи. В селах ситуацию контролировать на порядок сложнее: там просто нет столько силовиков и дружинников.
Ситуацию усугубляют нарушители карантина. Отсюда — как минимум одно заражение и несколько крайне неприятных эпизодов с принудительной госпитализацией, публикацией списков пассажиров таиландского рейса и множеством отвратительных, маргинальных проявлений правового нигилизма. В итоге оказывается, что многие оренбуржцы не то что намеренно игнорируют режим самоизоляции, а просто не понимают, что это такое. Отсюда еще одна проблема — фейки.
Бедность
Пожалуй, не стоит перечислять все экономические проблемы, свалившиеся на головы оренбуржцев этой весной. Крушение курса рубля, инфляция, и, как итог, закрытие целых отраслей из-за коронавируса. Многие оренбуржцы лишились работы, многие потеряли в зарплате. Коронавирус показал главное: у предпринимателей в большинстве своем в оперативном управлении нет ни какой подушки безопасности, нет даже экстренного резерва. Зачастую это объясняется беспечностью, но очень многие предприниматели, которые ведут бизнес честно и по закону, столкнулись с неразрешимыми проблемами. И господдержка в этой ситуации очень слабое утешение, поскольку ключевой проблемы — отсутствия оборота и свободных средств — она не решит.
Фото на главной — РИА Новости