Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту




Дело Арапова: вопросы, которые остались без ответа

Колонка главного редактора

Сегодня в Оренбурге суд Ленинского района приговорил экс-мэра Евгения Арапова к 4,5 годам колонии строгого режима. Реальные сроки для чиновников по коррупционным делам в России за последние семь лет стали очевидным трендом. Однако в каждом деле – своя фактура и свои обвинения.

Евгений Арапов, безусловно, не ангел. Нельзя утверждать, что он полностью чист перед законом и честен перед жителями своего города. В годы его работы мэром говорили о целом ряде коррупционных схем, но дальше разговоров не зашло, потому трогать эту тему, очевидно, не следует. Равно как не следует говорить о семье, которая будет ждать отца и мужа – это понятно. Здесь мы имеем дело с совершенно конкретным уголовным делом, четко прописанными обвинениями и доказательной базой. В деле Арапова есть как минимум три причины, по которым экс-мэр мог избежать реального тюремного срока. Все эти причины никак не прописаны в Уголовном Кодексе, но они очевидны и кажутся достаточно логичными.

Первое. В деле Арапова нет ни хищений из бюджета, ни потерпевших. Да, депутат Поляков называл себя потерпевшим по эпизоду с конфликтом «Статуса» и НСТ (его партнер с большей долей в бизнесе, к слову, потерпевшим себя не признал). Но по этой части Арапова как раз оправдали. По остальным эпизодам бюджет не задет (косвенные потери по делу о взятке от депутата Ершова учитывать не стоит, ведь прибыль была очень гипотетической), а пострадавших просто нет. Компания «ГОСТ», создание которой инкриминировали Арапову, платила налоги, а Борисов, по его же словам, решил дать взятку сам, и, снова по его же словам, он не уверен, что мэр понял, что ему вообще передали деньги.

Второе. За два года следствия и суда стало понятно, что во многих эпизодах следствие сильно отклонилось от заданных стандартов правосудия. Не были переписаны купюры при обыске, свидетели утверждали о некорректных действиях силовиков на допросе, да и само задержание Арапова вызвало много вопросов у суда (в частности, найденное оружие, по факту, было признано игрушечным). Многое из этого нашло отражение в приговоре. Когда в достаточно спорном деле есть подобные ошибки следствия, колония строгого режима кажется не самым справедливым наказанием.

Третье. Декриминализация экономических преступлений. Да, когда коррупционер лишил денег воспитанников детского дома, украл из бюджета солидную сумму, «нагнул» предпринимателя – это тюрьма, и общество считает это справедливым. Но в деле Арапова мы этого не видим. По сути, его обвинили в получение взятки в 400 000 рублей от своего заместителя (которую дали при крайне странных обстоятельствах и с очень странной мотивацией) и во взятке квартирой от депутата Горсовета (дом, в котором построена «взяточная» квартира так и не сдан в эксплуатацию, а обстоятельства этой истории вызывают много вопросов). Является ли тюрьма соразмерным наказанием за эти преступления? Можно ли приравнять дело Арапова к делу, например, Борисова или других чиновников, обвиненных в коррупции и отправленных в колонию?

Увы, многих вещей, которые логичны для обывателя, гражданина, в Уголовном Кодексе нет. Понятие преступления и наказания там сильно формализовано. Недаром 12 лет назад тогда еще Президент Дмитрий Медведев намеревался декриминализовать часть экономических преступлений, исключить из них тюремное заключение. Увы, проект остался проектом. Однако, когда одно и то же наказание – колонию строгого режима – могут получить убийца, насильник, налетчик, чиновник-коррупционер, и экс-мэр с описанным выше приговором суда по двум спорным коррупционным делам… Это как минимум за пределами логики. И касается это далеко не только Арапова. Дела о неуплате налогов, экономические процессы, дела об имуществе, мелкие правонарушения – СИЗО и колонии переполнены. Уголовный Кодекс, несомненно, нужно пересматривать в сторону декриминализации ряда преступлений, перевода наказания из колонии в штрафы, исправительные и общественные работы. Только после этого приговоры по делам, подобным процессу Арапова, перестанут вызывать столько вопросов. Этот текст не был бы написан, если бы экс-глава Оренбурга получил условный срок и большой штраф.

Игорь Комиссарчик









© Оренбург Медиа 2019

Top.Mail.Ru