Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту




Город в пространстве и времени. «Разговоры про город» с кандидатом географических наук Евгением Семёновым

«Разговоры про город» — проект, который запустила в сети искусствовед, преподаватель кафедры дизайна Оренбургского государственного университета Эльвира Карпова.

Статьи в Telegram-канале задумывались, как откровения художников, дизайнеров, архитекторов и других небезразличных к городу людей. Формат  — интервью.

«Оренбург Медиа» поддержал проект и публикует его под рубрикой «Разговоры про город». Ищите статьи также в социальных сетях под специальным хэштегом #разговорыпрогород.

Новый герой рубрики кандидат географических наук Евгений Семёнов. Евгений Александрович много лет занимается изучением культурного пространства Оренбурга, водит экскурсии и удивительно поэтично рассказывает о городе и его уникальности.

Расскажите о своей профессии и пути в науку?

Жизнь у меня уже долгая, в ней было много перемен, как в трудовой и творческой деятельности. Это счастье, когда работа совпадает с твоим интересом и увлечениями по жизни. У меня не сразу так получилось. Когда я закончил школу, меня интересовали в большей степени гуманитарные предметы — география, история, литература. Естественные, конечно, тоже, прежде всего биология. Но получилось немного иначе, и после окончания школы я поступил на экономический факультет. Тогда это было престижно и в сельскохозяйственном институте была лучшая в регионе экономическая школа. Когда закончил учебу, нужно было отрабатывать, по распределению приехал в одно из сельхозпредприятий области, получил должность главного специалиста. Но когда я столкнулся с практической экономикой сельского хозяйства, мне это было, что называется, совсем не в цвет. Наряды, накладные, хозрасчетные задания, профинплан. Работа монотонная, рамочная, со специфической атмосферой взаимоотношений с руководством. Хотя это тоже для меня был определенный жизненный опыт.

Вернулся в Оренбург, женился, нужно было искать работу. И я решил все-таки попробовать найти что-то интересное для себя и пришел в педуниверситет на географический факультет, там как раз планировалось открытие кафедры социально-экономической географии. Но мне сказали, что нужно обязательно иметь педагогическое образование. Тогда нельзя было так просто как сейчас переквалифицироваться, нужно было работать в педагогической сфере. Я долго искал, в школу меня тоже не брали, в итоге устроился в учебный комбинат, где преподавали экономику. Стал преподавать там и поступил на заочное отделение географического факультета нашего педагогического университета.

Потом устроился в лабораторию ландшафтной экологии к будущему академику Александру Чибилеву, которая потом стала отделом степного природопользования от Уральского отделения академии наук. Около трех лет я там проработал и мне предложили работу на кафедре педуниверситета. У Чибилева, конечно, было очень интересно работать, но там природная специфика, а меня больше влекло социальное, культурное, экономическое направление в географии. В начале 90-х меня пригласили на кафедру экономической географии в педуниверситет, а в конце 90-х я перешел на открывшуюся кафедру географии и регионоведения в ОГУ. В начале 2000-х я защитил диссертацию и до сих пор работаю здесь.

Когда вас заинтересовали социокультурные аспекты в географии?

Когда у нас на кафедре появилось новое направление — рекреационная география и туризм. Тогда я занялся темой экскурсионного обслуживания и изучением объектов, привлекательных для туризма. Появилась возможность выезжать, изучать культурное и туристское пространство других стран СНГ, Европы, Азии. Один из главных методов в географии – это сравнительный географический анализ — какие аналогии сходства могут быть между геоурбанистической и культурной средой тех или иных городов, и чем они отличаются. Например, что может быть общего между Смоленском и Оренбургом? Оказывается, нас объединяет Гагарин и музейные экспозиции, посвященный первому космонавту планеты. Такое понятие, как гений места — весьма интересный объект туристической дестинации. Архитектурный объект может быть не слишком привлекательным, но если наполнить его биографией людей, которые тем или иным образом связаны с ним, то это будет совсем другая история.

На улице Советской, 17 находится корпус института искусств имени Ростроповичей. Здание замечательное, но не выдающееся подобно дворцам Петербурга, бывшее дворянское собрание, после — общественное собрание. Одно время функционировал как дом работников просвещения. Но насколько оно насыщенно различными событиями и историями. Здание было построено при губернаторе Перовском, там проводились балы, проходили встречи элиты и светские рауты.

Первый шикарный бал перед своим отъездом устроил именно Перовский. Он заказывал платья для оренбургских дам из Парижа, специальные изысканные продукты из Петербурга, шампанское, ананасы и бананы из Европы, какое-то невероятное мороженое…, в общем «французской кухни лучший цвет». На этих балах со своими половинками познакомились очень известные личности, например, ученый-естествоиспытатель Григорий Карелин, сосланный в оренбургский гарнизон за эпиграмму на Аракчеева, встретился здесь со своей будущей женой Александрой Семеновой, у них родилось четверо дочерей, одна из которых – Елизавета, является прабабушкой Александра Блока. Известный поэт Алексей Плещеев, оказавшись в Оренбургской ссылке, встретил на балу в Дворянском собрании дочь смотрителя соляных рудников Еликониду Рудневу, очаровался ею и предложил руку и сердце. Со своей будущей женой Надеждой Дрейер познакомился великий князь Николай Константинович Романов. По истории их любви можно целый триллер снять. Оренбургские жёны знаменитых людей — это очень интересное явление.

В здании дворянского собрания выступал с лекциями о Пушкине поэт, литературный и театральный критик Аполлон Григорьев. Знаменитое выражение «Пушкин – это наше всё» принадлежит именно ему. Когда Николай II приезжал сюда в рамках своего кругосветного евразийского путешествия, в стране Восходящего Солнца он чуть было не погиб от клинка полицейского-фанатика, пребывал в стрессовом состоянии. Но впечатлен был торжественной встречей, и выступил он перед жителями города на парадной террасе дворянского собрания. В этом же здании в 1920 году проходил учредительный съезд образования Киргизской АССР, столицей которой был Оренбург в течении пяти лет.

Где об этом можно почитать?

При желании, всё можно найти, и в архивах, и в различных краеведческих источниках. В публикациях известных краеведов начиная со 2-й половины 19 века, таких как Лобысевич, Райский, Столпянский. Из изданий 80-90-х годов 20 столетия и современных авторов – публикации Виктора Дорофеева, Галины Матвиевской, Аллы Прокофьевой, в работах Станислава Смирнова, автора замечательной книги «50 жемчужин Оренбурга». Интересные видеосюжеты и книги по тематике «гений места» выпускает Игорь Храмов, о купеческой истории Оренбурга и повседневной жизни горожан лучше всего можно узнать из публикаций и видеороликов Елены Бурлуцкой.

Как бы вы охарактеризовали образ Оренбурга?

Если говорить про образ Оренбурга, то что такое вообще образ? Это некая картинка, которая возникает в воображении человека на основе его эмоционально-чувственного восприятия и информации, полученной из разных источников. Это могут быть конкретные знания, которые он прочитал про этот город в научных или художественных произведениях, на медиаресурсах, услышал в информационных программах. На основе сарафанного радио — кто-то был в Оренбурге, что-то ему рассказал. Возникает образ нашего города, который связан с тем, что сразу приходит в голову — это может быть архитектурный объект, место, личность, событие. У каждого человека образ разный. Исследователь географических образов Джон Райт говорил: «Если вся Земля будет исследована и описана до квадратного метра, то мы будем изучать образы территории в восприятии отдельных личностей». Имидж или образ Оренбурга латентный, скрытый, слабо выраженный. Если жители России еще проводят ассоциации с оренбургским пуховым платком и степью, но заграницей вообще наш город тёмный лес.

С чего вы начинаете рассказ об городе?

Оренбург — уникальный город. Я его называю евразийским феноменом. Во-первых, это чересполосица ярких вспышек и сумерек в биографии города. По своей первоначальной задумке, он должен был стать аналогом Петербурга и выполнять важные геополитические, военные и торговые функции.

Петербург — окно в Европу, Оренбург — окно в Азию. Петр I хотел заново открыть Шёлковый путь из Южной и Центральной Азии через Россию в Европу, тогда Англия уже колонизировала территорию Южной Азии, вовсю распространялась длань Вест-Индской компании. Средняя Азия представляла большой интерес для набирающей силы Российской Империи. Оренбург стал бурно развиваться, но попал сначала в переплёт Пугачевского восстания, а в первой половине 20 века в эпицентр гражданской, войны, это замедлило ход его развития.

Когда я смотрю статистику Оренбурга до революции — это самый большой город по численности населения за Волгой. В два раза больше, чем Екатеринбург, в четыре раза больше, чем Челябинск, в два раза больше, чем Уфа, Пермь, раз в десять больше, чем Новосибирск. Сейчас эти города — миллионеры, а Оренбург, особенно в период индустриализации развивался на пониженной передаче. Специфика российских городов в том, что быстро развиваются именно региональные центры. В 1925 году столицу переносят в Кызылорду, а Оренбург присоединяют к Средневолжскому краю. На десять лет он становится обычным провинциальным городом, лишенный преимуществ региональной столицы.

Насколько реально в России развивать не региональные центры?

Страна большая, расстояния большие, просто не хватает средств на связанность территорий и создания качественной инфраструктуры на таком пространстве — это делать очень сложно. В экономически развитых странах, в особенности европейских, с высокой плотностью поселений, диффузия инноваций и инфраструктурная связанность от крупных агломераций распространяется с быстрой скоростью по территории.

Чем наш город отличается от других городов?

Помимо истории, Оренбург уникален своей архитектурой. В начале прошлого века сюда пришел модерн — своеобразный, провинциальный, краснокирпичный купеческий модерн. Удивительный дом офицеров, или особняк купца Трошина — здание в стиле рациональный модерн. Какая там башенка изумительная, интересная расстекловка, глазурованная плитка, моллированное стекло — всё это нуждается в точной реконструкции. В Петербурге на это идут, а у нас к сожаленью на это хватает средств.

Многие интересные здания сложно увидеть, если изучать город самостоятельно, без экскурсии, здесь нужна большая насмотренность.

Это сложно, нужно знать историю, какие-то скрытые моменты. Например, та же история Оренбурга как города-путешественника. Ведь такой геоурбанистической эпопеи нет ни одного города, а Оренбург воспроизвел в своей биографии историю кочевых народов степи, столицей которой он, по сути, стал. Перед тем как перейти к оседлости, Оренбург совершил восьмилетнее путешествие. Город сначала основали в одном месте и назвали Оренбург, потом перенесли в другую локацию и сохранили название, хотя урбоним не соответствует топонимике места. Затем третий раз город изменил своё местоположение и также сохранил название. Почему город вообще так назвали? С чем это связано? Москва — от названия реки, Петербург — город Петра, Самара в честь реки, Челябинск от челяба в переводе яма…

Этимология названия города до сих пор не имеет точного объяснения. Среди вариантов: от реки Орь, от немецкого слова «Ohren» — уши, от латинского «orientalis» — восточный. По-казахски Оренбург будет Орынбор, от слова «орын» — место. Место рождения, место развития, место встречи Европы и Азии. Один из советников Кириллова, Татищева, и Неплюева, был Алексей Тевкелев. Он знал тюркские языки и мог предложить такое название. Это тоже феномен нашего города.

Еще один интересный феномен Оренбурга — памятник Чкалову. Самый узнаваемый скульптурный символ города, самый большой его памятник и самый лучший монументальный портрет этого человека. Замечательная статуя, в позе хиазма выполненная скульптором Исааком Менделевичем.

Большой интерес представляет оренбургская башня с часами, не только как архитектурное сооружение, но и как вместилище уникального карильона. Таких карильонов в России всего два: в соборе Петропавловской крепости и в Оренбурге. Для Петербурге их сделали в центре карильонного искусства в городе Малине (малиновый звон), а наши — отлили в Каменск-Уральском, благодаря нашему знаменитому музыканту Авдееву, который изучал колокольный звон и рассчитал звуковые особенности колоколов. Правда, скажу честно, из трёх мелодий, которые они играют, я узнаю одну — марш авиаторов в пять часов. А вот оренбургский пуховый платок ну не могу узнать и всё! В 19:00 они играют «Прощание славянки».

Ну и последний оренбургский феномен — гений места. Невозможно даже представить, сколько известных, выдающихся людей бывали здесь, жили, были в ссылке, в эвакуации, творили, создавали. Одни губернаторы чего стоят — все выдающиеся, уникальные личности — Григорий Волконский, Пётр Эссен, Павел Сухтелен, Василий Перовский…

Расскажите о вашем личном отношении к Оренбургу?

Когда я после школы приехал в Оренбург из Покровки, город мне сразу показался интересным. Я его изучал, ездил по разным районам. Форштадт и 23 микрорайон практически при мне застраивался, я был свидетелем этого масштабного крупнопанельного домостроения, когда за сутки появлялся новый этаж. Очень мне была интересна набережная Урала, если спускаться к реке со стороны лётного училища на улице Челюскинцев. Таже был свидетелем установки уникального пешеходного моста через реку Урал.

В девяностые годы всё нивелировалось, уже нужно было просто выживать. У меня был маленький ребенок, я работал то на одной работе, то на другой работе. Оренбург в это начал заметно меркнуть. Не хватало средств на строительство, на ремонт дорог, на уборку мусора и т.д. Это были тяжелые годы, город посерел, потускнел, стал разрушаться.

С начала 2000-х годов, особенно в последние годы, инфраструктурная и культурно-ландшафтная среда города заметно изменилась в лучшую сторону, это примечательно по архитектуре, новому дизайну фасадов, наличию муралов, арт-объектов, малых архитектурных форм, оригинальных скульптурных композиций, реновации исторического центра, созданию новых общественных пространств.

Как изучение города отражается в вашей профессиональной деятельности?

Что касается моей научно-исследовательской и педагогической деятельности в контексте регионоведения, сначала я занимался оренбургской областью в целом. Написано несколько книг в основном по экономической и социальной географии и региональной экономике Оренбургской области. Когда у нас на кафедре появились предметы, связанные с туризмом и краеведением, я стал более подробно исследовать пространственно-временные особенности городской среды и выяснил, что Оренбург весьма своеобразный город, наделенный исключительными и феноменальными чертами. Это город с самобытной историей, уникальным геоположением и несравнимой биографией. Город, наполненный интересными страницами жизни замечательных людей, образами и символами, легендами и даже парадоксами.

Город познается в сравнении. И когда ты знаешь историю, географию, геоурбанистику других городов, ты начинаешь сравнивать и находишь что это эксклюзив, только это всё не раскрыто, не лежит на поверхности. Я периодически провожу экскурсии, являюсь членом комиссии по аттестации гидов-экскурсоводов и вижу, как усиливается интерес к нашему городу.

Текст: Эльвира Карпова, фотографии из личного архива Евгения Семенова.

Хотите поддержать проект? Подпишитесь на Telegram-канал, рассказывающий о культурной жизни Оренбурга. Следите за новыми интервью, комментируйте интересное.









© Оренбург Медиа 2019

Top.Mail.Ru