Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту




Немирный атом. В Оренбуржье почтили память участников ядерных испытаний на Тоцком полигоне

На Тоцком полигоне прошла акция памяти «атомных солдат». Участники и очевидцы ядерных испытания в Оренбургской области почтили тех, кто ценой здоровья и жизни создавали ядерный щит страны.

Акции памяти

И. о. вице-губернатора по социальной политике Павел Самсонов отметил, что современники оценивают тоцкие учения, единогласно отмечая их огромное значение для укрепления боеспособности страны.

К участникам испытаний обратился и губернатор Денис Паслер.

— В течение всех последующих после испытаний лет Тоцкие войсковые учения активно обсуждались. Их последствия для населения и окружающей среды по-прежнему оцениваются неоднозначно. Но не подлежит сомнению одно – это самоотверженность участников операции и мужество жителей. Для обороноспособности страны Тоцкие учения имели огромное значение. Результаты были положены в основу создания ядерного щита Советского Союза. Это наследие и сегодня служит надёжной защите Российской Федерации и государств постсоветского пространства, — отметил глава региона.

В Орске также прошел митинг с возложением цветов к памятному знаку «Орчанам, пострадавшим от радиации». В настоящее время в Орске проживают 29 ветеранов подразделения особого риска, 6 из них – участники Тоцких событий.

Напомним, в 1994 году на Тоцком полигоне в эпицентре взрыва установили памятный знак – стелу с колоколами, звонящими по всем пострадавшим от радиации.

Воспоминания участников

Бугурусланец Геннадий Николаевич Маркелов в годы испытаний на полигоне служил радиотелеграфистом в артиллерийском полку. Полк, расквартированный в Уфе, тоже принимал участие в тех учениях.

— Наши оборонительные позиции находились в восьми километрах от эпицентра предполагаемого ядерного взрыва, —вспоминает Геннадий Николаевич. — Поступила команда надеть противогазы и защитную одежду, которая была пропитана какой-то жидкостью, затем лечь в траншею лицом вниз, закрыть глаза. Когда бомба взорвалась, было такое ощущение, будто земля уплывает… На мгновение приоткрыл глаза и увидел яркое свечение. Через какое-то время танки с белыми полосами на бортах прошли через наши позиции. В те дни мне довелось по приказу командира дивизии передавать лётчикам координаты целей для бомбометания. За успешное выполнение боевой задачи мне была объявлена благодарность с предоставлением краткосрочного отпуска. Конечно, тогда я не думал о последствиях атомного облучения. Но со временем оно сказалось на состоянии здоровья: я — инвалид второй группы. Со мной служили многие бугурусланцы. Хорошо помню Виктора Сарычева, Николая Чурсина и других. Их уже давно нет в живых. В городе и районе, говорят, из «атомных солдат» остался я один, — рассказывал Маркелов в интервью «Бугурусланской правде».

Многие участники испытаний не до конца понимали, насколько опасно находиться в зоне взрыва.

– Закончив съемку картины взрыва, я в сопровождении дозиметриста и фотографа поехал на автомобиле по долине к эпицентру взрыва, периодически останавливаясь для съемки местности и опытных объектов (строений и техники с заключенными в них животными), — рассказывает генерал-лейтенант С.А.Зеленцов (книга Вячеслава Моисеева «Репетиция Аплкалипсиса»), —  Это было необходимо для подготовки экспресс-доклада правительству. Местность после взрыва трудно было узнать: дымилась трава, бегали опаленные перепелки, кустарник и перелески исчезли. Меня окружали голые, дымящиеся холмы. Ориентироваться было трудно. Однако массовых пожаров не было, и дороги были знакомы. Сфотографировав перевернутые и отброшенные танки, разрушенные траншеи, поврежденную технику, пораженных животных, прошли в направлении эпицентра взрыва, который выделялся группой отдельно стоящих, обугленных стволов деревьев, с которых ударом сверху были сорваны все сучья. Не доходя до зоны сильного радиоактивного заражения, пересекли дорогу, по которой перед нами прошли колонны наступающих. Было пусто и тихо, лишь пощелкивали радиометры, отмечая повышенный уровень радиации. Войска проследовали мимо эпицентра вне зоны сильного заражения. Непосредственно в зоне, примыкающей к эпицентру взрыва, земля была покрыта тонкой стекловидной коркой расплавленного песка, хрустящей и ломающейся под ногами, как тонкий ледок на весенних  лужах после ночного заморозка. И на ней не было видно ничьих следов, кроме моих. Я ходил спокойно по этой корке, так как радиометр регистрировал уровень радиоактивности, не превышающий 1 рентген в час…

Что это было?

В учениях приняли участие сорок пять тысяч военнослужащих: тридцать девять тысяч солдат, сержантов и старшин и шесть тысяч офицеров, 600 танков и самоходно-артиллерийских установок, 320 самолетов, 500 орудий и минометов, 600 бронетранспортеров и шесть тысяч тягачей и автомобилей.

Радиоактивное облако атомного взрыва пошло на северо-восток, в сторону Сорочинского, Красногвардейского, Новосергиевского районов. Следы Тоцкого радиоактивного атомного следа  нашлись аж в Сибири, в районе Омска и Новосибирска.  

В момент взрыва атомной бомбы 14 сентября 1954 года на Тоцком полигоне мощное световое излучение испепелило и превратило в пыль все, что находилось на поверхности земли в эпицентре, в том числе верхний слой самой почвы. Получился сильно нагретый – до 800 градусов по Кельвину (около 525 градусов по Цельсию) – запыленный слой, который вихрем, образованным отраженной ударной волной, был поднят в воздух и превратился в пылевой столб. А столб соединился с облаком взрыва. Так спустя несколько секунд после взрыва образовался атомный гриб. По свидетельству военных историков, максимальная высота этого гриба составила 12 километров, ширина – шесть. Через 15–20 минут после ядерного взрыва ножка гриба отделилась от шляпки. Оседая на землю, остатки облака и пылевого столба перемещались на восток.

Сразу после взрыва через зону поражения были проведены войска. В то время основным поражающим фактором атомного взрыва командование считало ударную волну. Солдаты же и офицеры в натурных условиях испытали на себе поражающее действие другого – радиационного – фактора атомного взрыва.

В начале 1990-х годов ученые Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Оренбурга опубликовали «Экологогенетический анализ отдаленных последствий Тоцкого ядерного взрыва». Приведенные в нем данные подтвердили, что радиационному воздействию в разной степени подверглись жители семи районов Оренбуржья. У них наблюдался прогрессивный рост онкологических заболеваний.









© Оренбург Медиа 2019

Top.Mail.Ru