В Доме Советов декабрь начался нехорошо. С начала зимы в правительстве Оренбургской области и региональной власти в целом происходят нездоровые процессы, порождающие зачастую самые безумные теории. Скандалы, суды, обыски и выемки, статья про уход губернатора на РБК, слухи о написанном заявлении могут не быть звеньями одной цепи, но в глазах массовой аудитории именно таковыми и являются. А для зыбкого консенсуса на верхушке оренбургской региональной элиты подобная цепочка и вовсе губительна.
По камешку из этой Вавилонской башни вытаскивали давно. История с Ильиных, отставки министров, кадровые проблемы в мэрии, пандемия. Вода камень точит, но медленно и постепенно. А в начале декабре вместо воды под камень залили кислоту: кризис грянул с началом оперативных действий в Минархе и Центре развития архитектуры. Масла в огонь подлило и дело Громова, который тоже считается госслужащим.
Потом был максимально странный визит вице-премьера Чернышенко и полпреда Игоря Комарова. Никогда федеральные визиты в Оренбургскую область не были настолько закрытыми для прессы. И никогда вокруг визита в регион не было столько конспирологии, хотя по сути программа поездок Чернышенко и Комарова была простой и понятной.
Далее – решение суда по программе приватизации. Во многом формальное, но для Оренбургской области в целом беспрецедентное. Спустя несколько дней грянули обыски и выемки в ОГУ, детской областной больнице и оперативные действия в подведомственных учреждениях министерства природных ресурсов.
Параллельно с этим – множество конспирологии об отставке губернатора в Телеграм-каналах (и не только анонимных), статья о вероятном уходе Паслера в РБК и, наконец, слухи о его уходе в декабре. Коктейль получился мощным. Зубодробительным. Со стороны достаточно трудно оценить, насколько устойчива позиция Дениса Паслера как главы региона. Но в общественном сознании, а, значит, и в восприятии элит, губернатор неизбежно становится «хромой уткой».
«Хромая утка» — в американском политическом сленге прозвище президента США, вскоре покидающего свой пост после поражения на выборах или на исходе второго срока. По факту – это по-прежнему первое лицо, но с куда меньшим аппаратным весом. Цитируя Президента Владимира Путина, окружение «начинает рыскать» в поисках преемника. Строить альянсы, которые никогда не возникли бы в нормальной ситуации. Элиты, в конце концов, могут похоронить или саботировать неугодные или невыгодные им инициативы и проекты.
Тут необходимо привести параллели. Юрий Берг находился в состоянии «хромой утки» почти год, пережил два «губернаторопада» и попал только под третий. При этом за время, когда губернатор находился в подвешенном состоянии, он дважды успел встретиться с Президентом. А потому Денис Паслер может уйти, например, в следующем году. Или через год. Или через два. А может – завтра. Это не только его решение. И это не совсем его решение. Дополнительных факторов множество: от настроя главы государства до подбора преемника.
Один из наиболее острых вопросов этой недели – а есть ли у Дениса Паслера конфликт с силовиками? С одной стороны, налицо резкая активизация силовых структур. Но выемки в ОГУ или в бюро судмедэкспертизы никак не связаны с позициями губернатора, они вообще могли произойти в любой момент. С другой стороны, афиллированные с силовиками Телеграм-каналы в регионе тоже активизировались, и всячески намекают на конфликт. Насколько это напряжение влияет на позиции главы региона – вопрос исключительно оценочного суждения. Силовая вертикаль в России отвязалась от вертикали власти. Предугадать и оценить степень и масштаб разногласий, наверное, не смогут даже сами участники процесса.
Безусловно, в текущей ситуации большим минусом является отсутствие внятной позиции. «У губернатора график расписан на две недели вперед» — очень плохой комментарий, совершенно не отражающий контекста. Сам глава региона показательно молчит. Хотя о чем-то, очевидно, стоило бы сказать. Еще два дня назад это помогло бы избавиться от статуса «хромой утки». Поможет ли сегодня – большой вопрос.
С уверенностью можно констатировать только одно. Ничего хорошего для института региональной власти в Оренбургской области сложившаяся ситуации не несет. Если «рысканье и разброс» продлятся еще несколько месяцев, новый губернатор столкнется с тяжелейшим аппаратным кризисом. Вся проблема в том, что столкнуться с ним может и действующий губернатор, ведь все разговоры о его вероятном уходе пусть и очевидные, но все же нарисованные на песке конструкции.
Игорь Комиссарчик, главный редактор «Оренбург Медиа»