В январе прокуратура утвердила обвинение по делу экс-руководителя УЖКХ администрации Оренбурга. Анатолий Байкаров был фигурантом дела о погибшем от нападения собак школьнике, однако в материалах появился еще и сгоревший дом на Мирнинской.
Ответственный за собак?
В прошлом году суд отправил Байкарова под домашний арест по делу от смерти ребенка после нападения бездомной собаки. Позже его отпустили из-под ареста под подписку о невыезде.
В следственных материалах говорилось, что контракт на отлов животных заключало именно его ведомство. В отношении Байкарова возбудили уголовное дело. Чиновника задержали.
В суде защита Байкарова отмечала, что годовые контракты на отлов и стерилизацию собак были отработаны почти полностью уже весной. При этом чиновник заявлял о недофинансировании отрасли — на суде предъявляли соответствующие документы. Защита в суде (видимо, эту же линию будут выдерживать и на процессе) отмечала, что есть серьезные вопросы к причастности Байкарова к данному делу в целом.
Позже чиновник написал заявление об уходе. Он не работает в мэрии с мая прошлого года.
Опрошенные «Оренбург Медиа» чиновники и эксперты отмечали, что глава УЖКХ может быть ответственным за проблему бездомных животных лишь технически. Средства на отлов собак выделяются не администрацией, делается это по заявленному поголовью животных, и проблема собак не занимает и 10% от всего хозяйства городского УЖКХ.
Спустя год ситуация с бездомными собаками в Оренбурге не изменилась: меняются подрядчики, увеличивается финансирование, но стаи собак по-прежнему бегают по городу, а муниципальный приют по-прежнему не начали строить. Эксперты говорят об отсутствии системного решения проблемы.
А что с домом на Мирнинской?
Дом на Мирнинской сдали в 2017 году, но в процессе эксплуатации помещений выяснилось, что их состояние не соответствует санитарным требованиям и строительным нормам. Более того, судебно-строительная экспертиза, проведенная в рамках рассмотрения гражданского дела, выявила необходимость капитального ремонта дома.
Сообщалось, что необходимо, как минимум, полностью заменить оконные блоки на кухнях, а также навесной фасад и утеплитель. Также нуждаются в переделке система вентиляции, отмостка здания, стяжка на полах в квартирах и балконах. На кровле дома должны были быть смонтированы снегозадерживающие устройства и ограждение.
По иску прокуратуры еще в 2020 году суд обязал УЖКХ администрации Оренбурга провести ремонтные работы в доме. Однако мер к расселению жильцов принято не было, работы по утеплению не проведены. Из-за замыкания проводки в декабре 2022 года в доме, сданном в 2017 году, произошел пожар, и дом стал полностью непригодным для проживания.
В УЖКХ поясняли, что застройщик в настоящее время находится в стадии банкротства и иски передали конкурсному управляющему. Были вопросы и к управляющей компании «Сияние». Проверят исполнение обязательств за работой вентиляционных каналов, дымохода и газового оборудования в многоквартирном доме на Мирнинской.
После пожара дело получило федеральную огласку. Материалы затребовал глава СК РФ Александр Бастрыкин.
Байкаров обвиняется в том, что проигнорировал многочисленные жалобы жителей дома 40/1 по ул. Мирнинской о ненадлежащем состоянии предоставленных им жилых помещений, как переселенцам из ветхого и аварийного жилья, что привело к необходимости выделения более 88 млн рублей из регионального бюджета на проведение мероприятий по повторному расселению граждан.
В 2020 году Анатолий Байкаров работал руководителем УЖКХ города с приставкой и.о. Пока публично никто из чиновников, работавших в администрации до него и причастных к ситуации с улицей Мирнинской, обвинен в халатности не был. Собеседники «Оренбург Медиа» отмечают, что как чиновник администрации Байкаров нес часть ответственности за ситуацию с Мирнинской, однако он далеко не единственный, кто причастен к инциденту с домом, проблема была задолго до него, и решена также не была.
В деле о доме на Мирнинской Байкаров обвиняется по ч. 1.1 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая причинение особо крупного ущерба). Максимальное наказание по данной статье — арест на срок до шести месяцев. По делу о погибшем мальчике Байкарову грозит до пяти лет лишения свободы.
Дата первого судебного заседания пока не назначена. Защита экс-чиновника мэрии будет настаивать на его невиновности.