Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту




Новая искренность в Оренбурге: политики дали старт выборам-2021 в Instagram

Политический термин 2020 года – новая искренность. То, что в электоральном и политическом процессе на западе является нормой уже с десяток лет, в России появилось совсем недавно. Новая искренность оказалась идеальной заменой ситуативному популизму и «скрепным» слоганам середины «десятых» годов.

В 2019-2020 году это веяние покинуло пределы Садового кольца и устремилось в провинцию. Простое, человечное, эмоциональное общение с читателем-избирателем-подчиненным, полное отсутствие социального барьера, тотальная десакрализация статуса депутата или чиновника вошло в региональную аудиторию как нож в масло.

В Оренбуржье ветер перемен, несущий новую искренность, совпал с ветром перемен реальным. В 2019 году в регионе сменился губернатор, и главной «бомбой» избирательной кампании Дениса Паслера стал Instagram. Вскоре после этого в популярный сервис потянулись и остальные чиновники, там завели свой профиль министерства и администрации городов. Коронакризис сделал онлайн-общение с избирателем доминирующим, и в 2021 году это не изменится.

Тут надо сделать оговорку: не всегда новая искренность – это Instagram, и не всегда Instagram – это новая искренность. Упор на этом сервисе делается в силу того, что платформа идеально подходит для выражения эмоций и максимальной близости к читателю: фото, емкий текст, лайк – вот он, тот, за кого ты голосовал. Увы, примерно 80% мэрий и ведомств просто ставят туда релизы, молодые депутаты – отчитываются о работе, чиновники четко и скурпулезно характеризуют картину дня, рассказывая о непростых буднях регионального деятеля. Попытка стать ближе к читателю зачастую оборачивается комичными и нелепыми ситуациями, счет которым уже давно идет на десятки, сотни, тысячи.

В то же время политики, которые и раньше вполне свободно общались с избирателями – что офлайн, что онлайн – легко перенесли это общение и в новые сервисы. Вице-губернатор Игорь Сухарев, депутаты Александр Шмарин, Андрей Хавилов и Елена Афанасова, оппозиционные политики Оксана Набатчикова и Нурлан Мунжасаров вели соцсети, «когда это еще не было мейнстримом» и легко вошли в игру с новой искренностью.

Есть и другие примеры: никогда не работавший онлайн Олег Димов завел Instagram и с ходу попал в новую волну. Политик, по крайней мере публично, последние десять лет работал именно в стиле новой искренности: свободное общение с аудиторией, личная позиция, отсутствие барьера. То же самое лидер единороссов пытается делать и в Instagram.

К слову, появление Димова в соцсетях может потянуть за собой еще одну волну (четвертую за десять лет) единороссов в онлайн. Если молодое поколение партийцев там уже поголовно, то условные ровесники Димова вполне могут взять пример с лидера. Получится ли у них делать это неформально – большой вопрос, но попытка работать в таком стиле, несомненно, будет.

Обратный пример – Instagram главы Оренбурга Владимира Ильиных. Завели его через девять месяцев после официального вступления в должность (словно вынашивали идею). Мэр в соцсетях четко доносит мысль, он достаточно откровенен с читателем, но делает это словно в застегнутом на все пуговицы пиджаке. Отсюда официоз в первых постах, отсюда местами нелепые снимки. Впрочем, новая искренность – явление не для всех. И если политик его органически не воспринимает, то любая попытка будет выглядеть фальшиво – примеров множество.

Избирательная кампания 2021 года (а, точнее, все кампании 2021 года) по России как правило будут проходить по соцсетям и самым активным образом использовать веяния новой искренности. Это, несомненно, добавит в региональные выборы динамики, и даст много работы журналистам, политологам и экспертам. А политики если и не мобилизуют под знаменами милых фотографий и ярких цитат ядерный электорат, то уж точно получше узнают своего избирателя.

  • Игорь Комиссарчик








© Оренбург Медиа 2019

Top.Mail.Ru