Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту




Главный предмет. В школах Оренбурга растет спрос на «уроки безопасности»

В Оренбургской области на защищенность школ по программе антитеррора потратят рекордную сумму – 301 миллион рублей. Она почти вдвое больше, чем та, что освоили образовательные учреждения и подрядные организации на охрану и безопасность в 2022 году. Намеренно используем термин «освоили» — в статье попытаемся рассказать о том, почему финансы не работают, а школы и детсады  — по-прежнему одни из самых уязвимых организаций в регионе.

Редакция «Оренбург Медиа» после трагедии в Ижевске запросила комментарии от экспертного сообщества, чтобы понять, насколько быстро мощная волна реакций на произошедшее разойдется по аудитории, что осталось после такого «информационного цунами», и грядет ли волна действий и последствий?

Сейчас будет большой текст, над которым редакция кропотливо работала и собирала по частицам. Если готовы погрузиться в тему – ждем в комментариях в наших социальных сетях – Telegram и ВКонтакте.

Слабое место

Следить за теми сотнями, тысячами и сотнями тысяч комментариев в социальных сетях после происходящего — невероятно сложная задача. В регионе нет семьи, в которой бы не было школьников: бывших, настоящих, будущих. Главной темой для всех стала ответственность, с которой мамы и папы ведут в образовательное учреждение ребенка: а что дальше? За дверями учебного или дошкольного учреждения за него отвечает профессиональное сообщество учителей, охранных организаций. И вот здесь начинаются загвоздки.

Дмитрий Болдырев, координатор Бюро расследований ОНФ

— Мы вспоминаем о безопасности в который раз только тогда, когда происходят какие-то чрезвычайные ситуации, а нужно делать это ежедневно и на профессиональной основе, — говорит эксперт, координатор Бюро расследований ОНФ Дмитрий Болдырев. – Мы проехали всю область, и я могу ответственно заявить, что у нас подход к обеспечению безопасности школ на низком уровне.

Чтобы фактически говорить о нарушениях, вернемся на год назад. В мае 2021 года губернатор Оренбургской области Денис Паслер требует провести проверку условий безопасности в образовательных учреждениях после трагических событий в Казани, когда подросток открыл стрельбу в школе. В школах области проводят дополнительные инструктажи с учителями, детьми и родителями.

В сентябре того же года итоги масштабной проверки озвучивает прокурор Оренбургской области. Выявлено более 500 (!) нарушений требований к защищенности образовательных организаций.

— К сожалению, ситуация из года в год не меняется. Так, до сих пор есть школы, где не завершен ремонт и на объекте бесконтрольно работают люди без документов, и в большинстве своем администрация школы даже не может назвать фамилии рабочих и состав бригады. Не нужно далеко ходить. Недавний случай – мы приехали в школу в Красный Коммунар, там проходили памятные мероприятия и привезли детей из других районных учреждений. В момент проведения мероприятия на объекте группа рабочих из пяти человек вела ремонтные работы с легковоспламеняющимся материалом, — рассказал Болдырев.

В июне этого года эксперты ОНФ публиковали большой отчет о серии проверок в дошкольных учреждениях Оренбурга и Оренбургского района. «Оренбург Медиа» подробно писал о нем.

 — Нужно в корне менять подход к системе. Она не нацелена на то, чтобы улучшить что-то, а делается для красивой отчетности.  Вот когда мы подход к этому изменим, тогда у нас сама система будет выстроена так, что не потребуется ни специализированной охраны, ни дополнительных вложений. Вот конкретный пример, у нас в новых детсадах, к примеру, блок охраны по проекту расположен в совершенно ином крыле от входа. Как такое возможно? – недоумевает эксперт.

Среди прочих нарушений Болдырев назвал также бессистемную работу охранных организаций, отсутствие контроля заказчика, пробелы в лицензировании, недобросовестных предпринимателей, которые выходят на торги по охране школ и демпингуют, а потом не могут отработать контракт из-за его низкой стоимости. Все эти истории имеют место быть в Оренбургской области.

Сколько стоит тотальный контроль?

В самом начале учебного года в управлении образования Оренбурга рассказали о том, что 295 школ, детсадов и учреждений допобразования получили «паспорта безопасности». Это ответный шаг на массовые проверки прокуратуры. Уточняется, что все образовательные организации оборудованы «тревожными» кнопками и охранниками. Под охрану войск Росгвардии переведены 85 школ и 113 детских садов.

При этом специалисты подчеркивают – проблемы остаются. И среди них – «отсутствие в некоторых школах и детсадах оборудованных КПП, средств снижения скорости или противотаранных устройств, охраны с лицензией и помещений ее расположения. Кроме того, в некоторых школах требуется отремонтировать ограждения, установить автономную систему оповещения и систему контроля управления доступом».

Для полного обеспечения антитеррористической защищённости школ и детсадов Оренбурга необходимо порядка 500 (!) млн рублей. Именно такую сумму называли на совещании в мэрии. Пока на первоочередные мероприятия планировали потратить 15,3 млн рублей, чтобы завершить перевод оставшихся объектов образования под вневедомственную охрану.

«Оренбург Медиа» запросил данные по стоимости охранных услуг для школ города. Редакция получила официальный ответ управления образования.

 «Стоимость охраны одного объекта посредством кнопки тревожной сигнализации (КТС) в год составляет 26,34 тыс. руб. Оплата данных услуг осуществляется за счет средств муниципальной программы.

Физической охраной обеспечены все учреждения образования. Охрана осуществляется круглосуточно: в дневное время – вахтерами или ЧОП, в ночное время – сторожами или ЧОП. 

В 2022 году из 85 школ, подведомственных управлению образования, в 30 школах введена физическая охрана, осуществляющая правопорядок на объекте, контрольно-пропускной и внутриобьектовый режим. Услуга осуществляется силами Частных охранных организаций за счет средств муниципальной программы. Стоимость круглосуточной охраны одного объекта в год составляет 963,6 тыс. руб. При введении физической охраны во все школы за счет средств бюджета потребуется 93 млн рублей в год.

В остальных школах физическая охрана осуществляется ЧОП за счет иных источников финансирования.»

Где начинается безопасность?

Вопрос, который мы задавали каждому из экспертов. «В школе она начинается с порога» – самый популярный ответ. И здесь, отвечающие говорили не столько о безопасности в техническом плане, сколько о неравнодушии профессионального сообщества и об умении замечать и реагировать на проблемы общества и конкретных людей. Тема еще глобальнее и в разы серьезнее финансовых алгоритмов. Её не просчитать и не пощупать физически.

— Безопасность в школе начинается с неравнодушия каждого члена педагогического коллектива, и только так. Далее — техническая сторона, — акцентирует внимание на проблеме директор лицея №5 Оренбурга и экс-заместитель главы Оренбурга по социальным вопросам Елена Иванова. — Усиление антитеррористической безопасности — тема комплексная, системная, состоящая из десятка факторов: от технической оснащенности входов в образовательное учреждение, наличия поста охраны, камер видеонаблюдения — до четкого алгоритма действия коллектива педагогов и детей в различных ситуациях. Здесь важен профессиональный подход, но с учетом ситуации в конкретной школе.

Елена Иванова, директор лицея №5 Оренбурга

На вопрос редакции – «Должны ли в школе обсуждать произошедшее с детьми, говорить о проблемах «колумбайна» — «скулшутинга» (организации внесены в перечень террористических и экстремистских- прим. ред.) ? — мнения явно разделились.

— С детьми разговор выстраиваться в контексте ценности жизни и ее защиты. В подростковом возрасте интерпретация событий может привлечь излишнее внимание ребят, — считает Елена Иванова. — Считаю, что во всей этой ситуации мы не должны забыть главного — изменение условий госпитализации, и, вероятно, принудительное лечение психически нездоровых людей.

— Безопасность может начинаться дома. Безопасность может начинатьс в школе с того момента, как детям рассказывают про недопустимость противоправного поведения.
Безопасность может начинаться с разговоров о недопустимости насилия как средства решения проблем, — говорит подполковник полиции в отставке, в 2015–2019 годах – заместитель начальника Центра по противодействию экстремизму УМВД России по Оренбургской области, специалист по информационному противодействию экстремизму Артём Бекеев.

Артем Бекеев, подполковник полиции в отставке

С Артемом мы долго говорим о допустимых темах на школьных занятиях. Он автор ряда методических пособий по профилактике экстремизма в подростковой, молодежной среде. В последнее время также много времени уделяет изучению антитеррористических рекомендаций для образовательных учреждений.

— Учителя всегда будут бояться говорить конкретно о том, что «Колумбайн» — это террористическая организация. Не раз сталкивался с тем, что они избегают этих вопросов — как бы не пробудить интерес и не научить детей экстремизму, — рассказал Артем Бекеев. — У любого педагога или психолога в школе есть определенные задачи. В идеале среди них — профилактика (беседы и видеоролики), изучение признаков того или иного интереса к «скулшутингу» (внесена в перечень террористических и экстремистских организаций). Плюс — тревога, если что-то попалось на страницах в социальных сетях, либо в друзьях нашлись люди или анонимы с такими убеждениями. Нельзя при этом считать, что ситуацию можно свести на нет личными усилиями. Педагог не должен заминать ситуацию и должен испытывать обоснованные опасения, если пытается замять руководство.

Отдельная тема — как вести себя во время нападения. Артем отмечает, что даже здесь это неоднозначный вопрос, есть рекомендации, противоречащие друг другу.

— Есть много роликов о том, что делать при теракте, как сберечь свои жизнь и здоровье. Обратите внимание: эти ролики – не профилактика терроризма или экстремизма. Здесь мы ведем речь как минимум о покушении на преступление. Из множества роликов я считаю полезным ролик «Что делать, если началась стрельба в учебном заведении». Ролик подготовлен Министерством науки и высшего образования РФ, — говорит специалист.

Поговорим о важном

 «У нас столько заявок на проведение «Уроков безопасности», как сейчас, даже после трагедии в «Зимней вишне» не было», — говорит руководитель добровольного поисково-спасательного отряда ОренСпас Григорий Петренко.

Григорий Петренко, руководитель ПСО «ОренСпас»

Отряд с 2012 года занимается профилактикой безопасного поведения детей и подростков. В образовательных учреждениях области сотрудники отряда говорят с детьми на самые разные темы, касающиеся личной безопасности, проводят обучающие игры, показывают видеоматериалы, обучают навыкам доврачебной помощи и многое другое. Добровольцы работают со школьниками совершенно бесплатно.

— И пусть им эти навыки лучше никогда не пригодятся. Но если наши занятия спасут жизнь или здоровье хотя бы одному человеку, это уже не зря, — замечает Григорий. — Практически каждый год происходят страшные трагедии. Безусловно, предугадать, куда решит направиться очередной террорист или психически больной человек, невозможно. Как невозможно предусмотреть все варианты развития событий в таком случае. Нет простого способа избежать подобной ситуации. Но нужно стремиться дать каждому ребенку хотя бы элементарные знания о поведении в случае террористической угрозы, да и в других ситуациях, угрожающих жизни и здоровью.

По словам Григория, сейчас в отряд звонят все больше родители учеников, которые просят приехать в школу с лекцией. Тема одна – как правильно себя вести в данной конкретной ситуации, как защитить себя. При чем звонят родители как школьников начальных классов, так и старшеклассников. Только на прошлой неделе было около 10 заявок, на этой неделе еще 15. Среди заявок – Оренбург, Новосергиевский район, Акбулакский район, Бузулукский район и другие территории.

 — О чем мы говорим на уроках? О том, что может дать дополнительный шанс на спасение, о том, что в первые минуты можно рассчитывать только на себя. От того, как ты поведешь себя – будет зависеть твоя жизнь и возможно жизнь того, кто с тобой рядом, о том, как тянуть время, чтобы дать шанс сотрудникам полиции приехать и спасти всех, — рассказывает Григорий. 

После трагедии в Ижевске отряду «ОренСпас» предложили проводить лекции по безопасности на постоянной основе. Сейчас волонтеры думают над тем, как выстроить лекционный материал на целый учебный год.

 — Как показывает опыт, педагоги в школах и родители заинтересованы в том, чтобы их дети были не только грамотными, но и знали основы поведения в чрезвычайных ситуациях. Этого, видимо, требует время, — заключил руководитель отряда.









© Оренбург Медиа 2019

Top.Mail.Ru