Легендарный путешественник, писатель и священник Фёдор Конюхов со своей семьёй старается каждый год посещать «Солёные озёра». Отдохнуть от напряженного графика экспедиций и набраться сил перед новыми рекордами на знаменитом российском курорте в оренбургских степях стало уже доброй традицией Фёдора Филипповича. Подробнее о том, почему Конюхов раз в год предпочитает морю солёное озеро — в интервью со знаменитым мореплавателем.
Фёдор Филиппович, Вы побывали в разных уголках нашей планеты. Только кругосветных рекордов больше пяти! Почему же каждый год Вы приезжаете на солёные озёра именно в Соль-Илецк?
— Во-первых, в городе Соль-Илецк у меня очень много друзей. А солёные озера – это просто жемчужина, это настоящее чудо света, чудо господне! Сейчас очень много работы и отдыхать мне практически некогда. Буквально в начале августа вернулся с северного полюса и вскоре с сыновьями уезжаю на Арарат. Но нахожу время для Соль-Илецка. Просто не могу ни приехать сюда. Если я не бываю на солёных озерах раз в год хотя бы на пять дней, то начинаю болеть.
Мы в семье уже заметили, если мы не побываем на озере, то зимой будем себя плохо себя чувствовать. Если летом отдохнули на озёрах — зима проходит безболезненно. Я благодарен руководству курорта за тёплый приём.
Приезжаем видеться с друзьями. Например, мы с Юрием Александровичем Бергом вместе проходили практику на барке «Товарищ» после второго курса. Я закончил Одесскую мореходку, он – Астраханскую. А познакомились на паруснике.
И, конечно, у вас самые хорошие арбузы, нигде вкуснее нет. В Москве мы вообще не едим арбузы. Примерно подбираем так дни, чтобы попасть на урожай.
В путешествиях бывают моменты, требующие приложения запредельных физических и духовных сил. Подскажите, где черпаете их, где берете энергию для преодоления критических ситуаций?
— Вот для чего я и приехал сюда. Сейчас в Тульской области нашими силами строится деревня. И работы там – море! Но я приехал в Соль-Илецк. Моя жена Ирина мне сказала: «как же ты пойдешь в горы, тем более вернулся с северного полюса, тебе уже всё- таки 70 лет? Надо обязательно заехать в Соль-Илецк, набраться сил»!
Вот и заскочили в Соль-Илецк ненадолго. Сейчас готовлюсь к восхождению на Арарат. Меня ждут две группы, больше 40 человек! Пойдут со мной и сыновья и внучка, ей уже 21 год.
Если говорить по своим ощущениям, то озёра, конечно, придают силы. Да посмотрите кругом. Если бы не давало силы, разве было бы столько людей на озёрах? Многим людям они помогают. Это видно воочию. Я ведь пятнадцать лет сюда езжу. И что хочу сказать: меняется курорт в лучшую сторону, благоустраивается. Здесь же когда-то вообще ничего не было.
Вот сейчас достраивают красивый корпус гостиницы. И, я считаю, «Солёные озёра» надо делать курортом не только российского масштаба, но и международного. А люди поедут сюда, обязательно поедут. Настроить сервис и поедут и те, кто предпочитает заграничный отдых. В Израиль же ездят. Я был в разных местах на Мёртвом море, и где курорты дорогие, и там, где люди приезжают на машине отдыхать. Водоём там, конечно, больше, но здесь вода солёнее и целебнее, больше здесь микроорганизмов. Живые здесь озёра какие – то. Заходишь и вода тебя ласкает. Не зря всё – таки море там в Израиле называют Мёртвым. Для России илецкие солёные озера – это чудо света, мы обладаем настоящей жемчужиной.
Федор Филиппович, у Вас уже был пробег «Соль-Илецк – Баскунчак». Есть ли у Вас в планах еще какой-нибудь проект совместно с компанией «Руссоль»?
— Да, хотел бы пройти еще раз тем же маршрутом. Прошло уже 10 лет. Посмотреть, как изменяется всё. Встретится с дорогими сердцу людьми, с учеными, с работниками соледобывающих предприятий. И – главное, снять документальный фильм. Знаете – надо что-то оставить после себя. Поэтому есть у меня желание: целенаправленно поехать и снять хорошее кино о людях, о предприятиях, и о чуде из чудес – о российской соли. Ведь это непостижимо уму — откуда взялся этакий столб, состоящий из самой настоящей каменной соли, без каких-либо прожилок на котором стоит, например Соль-Илецк.
Вы дошли до полюсов на лыжах, пересекли Атлантику на вёсельной шлюпке, Гренландию на собачьей упряжке. За Вашими плечами кругосветные путешествия на яхтах, и даже, на воздушном шаре. Есть ли еще какой-либо вид транспорта, который хочется освоить?
— Да, у меня 25 мировых рекордов в разных направлениях. Сейчас готовим еще один воздушный шар – хотим два раза облететь землю без посадки. Строится самолёт. Но это всё не самое главное. А волнует меня один вопрос: хочу вывести нашу страну в океанские мировые державы. Что это значит? Океанская мировая держава — это государство, любое судно, которого может пройти вокруг света за 80 дней. Сейчас таких держав всего три: французы, англичане и американцы. Надеюсь, вы меня поддержите, найдётся инвесторы в России. Хочу выйти в океан, поставить новый мировой рекорд, принести славу России. И вывести нашу страну в число океанских держав! Такая вот у меня мечта.
Из всех рекордных путешествий какое было самым долгим?
— Один из своих кругосветных походов я прошел за 508 дней. Это было путешествие было непростым, потому что я шёл против ветра на парусной яхте. Обычно ходят с запада на восток с попутным ветром.
Фёдор Филиппович, какая из Ваших экспедиций была самой трудной для Вас физически, или духовно?
— Мне сложно сказать. Меня часто спрашивают, что легче — подняться на Эверест или дойти до Северного полюса. Но если я скажу, что проще дойти до полюса – я обижу полярников, если сказать, что восхождение ничего не стоит, то расстрою альпинистов. На самом деле простых маршрутов не бывает. Они все стоят на одном уровне. Вот даже подъем на Эверест можно совершить с двух сторон: из Непала и из Китая. На вопрос, где легче, всегда отвечал, что они на одном уровне и по сложности, и по тяжести. Кстати, когда я поднялся первый раз на Эверест, оглянулся и…ничего особого не почувствовал. Ни удивления, никаких новых эмоций. Просто потому, что я на вершине уже побывал. Не физически, а духовно. Это всё зависит от подготовки. Я долго готовлю свои экспедиции, подбираю информацию, книги, справочные материалы про Эверест. Слежу за другими восхождениями, раздумываю, что сделал бы сам. Поэтому на вершине я потрясен не был. И точно так же я проходил мыс Горн в 1991 году. У французских яхтсменов есть такое утверждение: «пройти мыс Горн в одиночку жто как подняться на Эверест без кислорода». Однако, когда я проходил этот мыс я не был ни потрясён, ни удивлён. Я понял, что всё уже видел — и эти скалы, и волны, и небо, и альбатроса, парящего рядом. А всё потому, что все материалы я уже прочитал, всё изучил и уже лет 20 занимался парусным спортом. Таким образом, маршруты я всегда проходил сначала духовно. И, только подготовившись, решался пройти физически.
Вообще организация любой экспедиции складывается из нескольких составляющих. Ты должен быть в хорошей форме, при этом немаловажно быть готовым к испытаниям морально и духовно и, конечно же, должен быть готов материально участвовать в организации путешествия (например, восхождение на Эверест обходилось в 75 тысяч долларов – прим. Ред.).
И если будет отсутствовать какая-либо из составляющих, ничего не получится. Необходимо еще быть уверенным в себе и в своих решениях. Быть амбициозным, тщеславным. Это как в спорте – всегда надо стремиться к победе. И, конечно, надо быть патриотом. Я проходил разные моменты в экспедициях, казалось, ну всё – сил нет, надо отказываться идти вперед. А сам думаю: ну что я откажусь? Близкие то меня поймут, скажут: «Федя там не смог, не страшно». А в мире скажут: «русский не смог». Так и не сдавался.
Фёдор Филиппович, что можете пожелать молодому поколению оренбуржцев?
— Хочу пожелать нашей молодежи не терять духа романтизма. Вот смотрите, если человек романтик, он не может в жизни быть подлецом. И это касается всех сторон жизни. Охотники, если они настоящие, любящие лес и природу, меньше нанесут вред. Хотя у них есть лицензия, но никогда не убьют просто так, не оставят костер непотушенный.
На Эвересте из альпинистов никто не выбросит мусор. Уносят всё с собой. И хотя каждый грамм на счету, никто фантика не выбросит.
Но воспитание романтиков надо начинать со школы. И преподавать географию по-другому. Ведь наша планета очень маленькая. Нам надо ее изучить и беречь! Кроме нас это никто не сделает.