Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, посетивший церемонию открытия Музея Виктора Черномырдина в селе Черный Отрог Оренбургской области, в федеральном эфире рассказал о том, как устроен комплекс, а также почему России было необходимо увековечить память Премьер-министра.
Напомним, 9 апреля в селе Чёрный Отрог Саракташского района торжественно открылся музей Виктора Черномырдина. На церемонию приехало несколько сотен гостей. Поздравления в Оренбуржье направили Владимир Путин и Дмитрий Медведев.Экспозиция символично открылась в день рождения политика и государственного деятеля. Виктору Степановичу Черномырдину сегодня исполнилось бы 83 года.
Алексей Венедиктов отметил, что Виктор Черномырдин — большой государственный деятель, принимавший сложные решения в непростое время.
— Во-первых, на мой взгляд, мы все должны Виктору Степановичу за Буденновск. И за то, что он спас там сотни человек. Что отражено, кстати, между прочим, в позиции музея и поставлена запись его разговоров с Басаевым полная, — отметил он.
Венедиктов также обратил внимание на значимость того фактора, что музейный комплекс открыт в сельской территории.
— Это такой сельский Ельцин-центр. Сельский – в смысле в селе. И это очень интересная история. Потому что при нем создали школу и детсад. И Светлана Николаевна Черномырдина мне сказала, что представляешь, за два года, когда возник детсад у нас там стала очередь. Люди едут селиться в село. Понятно, что школа хорошая, ее поддерживает «Газпром». Там есть «Газпром» класс, то есть вложено. И учителей приглашают хороших. Это серьезная история. Как центр такой. Я разговаривал с вице-губернатором по культуре Оренбургской области и она говорит, что она хочет создать некий маршрут, чтобы люди заезжали и знакомились с музеем Черномырдина. Тут есть туристические места, до полумиллиона каждое лето приезжает. То есть это может стать не просто музеем, а таким образовательным центром, — добавил он.
Алексей Венедиктов подчеркнул, что Виктора Степановича в свое время недооценили, и он всегда был в тени Президента Бориса Ельцина.
— И его помнят как Павла I в основном по анекдотам. Что неправильно. Он пришел в 1992 до 1998 — 6 лет. Это когда были разорваны все связи, в том числе экономические внутри Советского Союза бывшего. С республиками, когда промышленность встала. Когда люди побежали с разоряющихся заводов в города и стали уезжать, и вот это было не видно за политическими событиями – чеченская война, путч 1993 года. Черный вторник, конечно. Мы видели Ельцина и эту мощную фигуру. А вот такого Черномырдина, ну как бы такой смешной парень, который открывал электростанции, сохранял атомные электростанции и так далее. Со всеми ошибками, которые были, он тащил это на себе. И это не было никаким подвигом, никаким событием. Это была ежедневная работа. Очень интересно сказал Чубайс, который, как известно часто с ним спорил, ругался. Был его первым замом, был главой администрации. Он сказал на открытии, это на самом деле Виктор Черномырдин был нашим учителем. Сказал он. В нашем сборе с Немцовым учителем. Потому что мы учились управлять от него, управлять сложными процессами и мы его тоже, — говорит Чубайс – недооценили тогда. Потому что надо решать быстро-быстро, а он играл вперед. И он проявил себя во время Буденновска. Как лидер. Как лидер нации, — сказал Венедиктов.
Главный редактор «Эха Москвы» считает важной вехой работы Черномырдина и годы руководства посольством России на Украине.
— Он проявил себя как посол на Украине, я не знаю, знают ли наши слушатели, что он, по-моему, единственный россиян, который награжден орденом Ярослава Мудрого. Очень высокой украинской наградой. Это еще не изучено и музей позволяет, наверное, задуматься над этим. Поэтому если кто будет в Оренбурге проездом – 70 километров село Черный Отрог – музей открылся, — заключил Венедиктов.
Ранее Президент России Владимир Путин не исключил визита в музей Виктора Черномырдина. Сроки визита пока не уточнены.