Ведущие подкаста «Оренбургский пуховый режим» оценили итоги Единого дня голосования в Оренбургской области.
Игорь Комиссарчик, главный редактор Оренбург Медиа

— Выборы губернатора окончательно стали плебисцитарными (с поправкой на региональные особенности, разумеется). И в Оренбургской области показатель народного одобрения — на табло. Причин много. Есть эмоциональная составляющая, есть имиджевая, есть и стратегическая. Каждому — свое. Очевидно одно: после такого результата на выборах, у Евгения Солнцева есть широкий карт-бланш на публичные реформы и решения. И пока что и стратегия развития, и кадровые решения идут именно на публичном уровне. Что будет дальше — покажет время. Оно у нас каждый год разное.
Выборы в Горсовет показали несколько интересных тенденций. КПРФ по-прежнему вторая партия. А вот ЛДПР, увы, даже не третья (привет, четвертые подряд выборы губернатора без ЛДПР). «Новые люди» доказали, что свежий логотип, молодые лица и оригинальное название могут подтянуть избирателя даже без прорывных идей и глубокой смысловой нагрузки. Но — один раз. Дальше партии предстоит большая содержательная работа.
Оппозиционные партии сегодня могут навязывать борьбу только в условиях партийного списка (то самое «голосование за логотип»). Это показали выборы за пределами Оренбурга. На уровне одномандатников у всех вылезает чудовищная проблема с мобилизацией избирателя. Единороссы, напротив, демонстрируют все более мощные масштабы этой самой мобилизации. И это работает. Вывод: выборы в 2025 году — это не 2010-й, и даже не 2020-й. Пришло время менять не только смысловые компоненты, но и технологическую составляющую.
По итогам муниципальных выборов ни одна оппозиционная партия не собрала числа депутатов, достаточного для прохождения кандидатом в губернаторы муниципального фильтра. Более того, количество депутатов не от «Единой России» снизилось. 88% у «Единой России» — цифра, которой не было никогда. А это значит, что в 2030 году снова возникнет проблема с подписями.
Горсовет Оренбурга обновился на 65%. Вокруг ядра «депутатов-политиков» сформировалась «мантия» из депутатов-общественников. Это тренд, который идет по всей стране. Сможет ли этот созыв, в отличие от предыдущего, реально влиять на городскую повестку, покажет время. Интенция к этому у «ядра» есть. Превратится ли намерение в действие, мы увидим уже в этом году.
Кирилл Шкилев — Политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП

— Хотел бы написать «отгремела», но это не так, поэтому – тихо прошла масштабная избирательная кампания в Оренбургской области, где выбирали губернатора и муниципальных депутатов. То, что начиналось достаточно ярко — новый врио губернатора, истории с невыдвижением и снятием ключевых депутатов горсовета Оренбурга, появление новых фигур, допуск коммуниста Дениса Батурина к выборам губернатора, в финале закончилось достаточно предсказуемо. Евгений Солнцев набрал процент выше 80, «Единая Россия» победила почти везде. Конечно, в Орске под финал «пофестивалили» электоральные юристы, за этим наблюдать было интересно.
Но появился новый интересный тренд — закат электорального превосходства второго порядка местных коммунистов. И так происходит по всей стране. Но в Оренбургской области на роль второй партии претендуют не ЛДПР, региональное отделение которых находится в стагнации, и которые разменяли свой электорат на теплое сенаторское место Елены Афанасовой. Если анализировать общие итоги кампании, то внезапно партия «Новые люди» забрала муниципальных мандатов больше, чем коммунисты. Хотя их кандидат Карина Салихова оказалась на последнем месте в голосовании за кандидатуру губернатора. А в оренбургском горсовете «Новые люди» получили по списку два мандата, ровно столько же, сколько КПРФ и ЛДПР. Уникальная ситуация. Не говорю уж о том, что в депрессивном достаточно Кувандыке эта партия забрала 5 мандатов.
При этом их кампания была не сказать чтобы сильно содержательной, но весьма красочной. Кризис «старых партий» налицо, и очевидно, что пора принимать кадровые решения, иначе ни ЛДПР, ни КПРФ не смогут в следующем году показать хоть что-то значимое в 56-й локации.
В 20-21 годах коммунисты получили шанс на фоне пенсионной реформы и ковидных ограничений, получили большое количество мандатов по всей стране, но как показывают результаты выборов — шанс они этот благополучно спустили. Ведь если нет ни новых идей, ни новых технологий, а электоральная база стремительно уменьшается — то перестановкой кроватей делу не поможешь.
Павел Лещенко, главный редактор издания 1743

— Почти неизвестный оренбуржцам единоросс Солнцев набрал 83,85% голосов (в такой же ситуации почти неизвестный единоросс Паслер в 2019 году выдал куда более скромный результат — 65,94%).
Коммунисты (в смысле, КПРФ) при этом потерпели оглушительное фиаско: Батурин взял лишь 5,93% (в 2019 году у Амелина было 23,72%). Да что там — Батурин даже не смог выцарапать победу у не самого сильного оппонента-единоросса на своем собственном округе на выборах в горсовет!
В бунтарском пассионарном Орске оппозиционеры (по-разному к ним можно относиться, там были и очень своеобразные персонажи, но кампания, безусловно, проходила ярко) просто остались за бортом.
Выборы депутатов Оренбургского городского Совета шли три дня. Явка превысила 30%. 55% набрали единороссы, остальные партии не перешагнули порога в 10%, однако все они смогли провести депутатов в Горсовет: КПРФ, ЛДПР и «Новые люди» — по двое, «Коммунисты России» и «Справедливая Россия» по одному. Евгений Солнцев на выборах губернатора Оренбургской области набрал 83% при явке выше 49% избирателей. За него проголосовали более 621 тысячи избирателей.



