Отставка Дениса Паслера, которую предрекали все шесть лет его работы в Доме Советов, все равно оказалась своеобразным шоком для элит: слишком много договоренностей и процессов было завязано именно на главе региона. Но не менее сложным будет и процесс «вкатывания» Евгения Солнцева в оренбургскую повестку. Вызовов будет много, но главных — всего пять.
Главный редактор «Оренбург Медиа» Игорь Комиссарчик
Первый — кадры. Глава Оренбурга Сергей Салмин на СВО, часть правительства уходит вслед за Денисом Паслером, недобор по чиновникам в муниципалитетах — колоссальный. Вероятно, давно назревшую муниципальную реформу придется проводить именно Евгению Солнцеву. Конечно, ее можно и не проводить. Но тогда вызовов скоро будет не пять, а двадцать пять.
Второй вызов исходит из первого. Это благоустройство Оренбурга, а также остальных городов и райцентров. В силу все того же кадрового кризиса в муниципалитетах и дезорганизации навести порядок не могут уже несколько лет, и главная болевая точка — областной центр. Впрочем, явно очерченная задача не означает ее простого решения после замены губернатора: едва ли у Евгения Солнцева есть инструменты, которых не было у Дениса Паслера. Ну разве что пара знакомых мэров, которых можно поставить на антикризисные решения в городах.
Третий вызов — «мусорный». «Природа» уходит, вопрос с региональным оператором до сих пор не закрыт. Тем временем, «мусорный кризис» нарастает, и в первую очередь — снова в Оренбурге. Число жалоб на заваленные свалки растет, несмотря на то, что «Природа» пока остается «на подряде» по вывозу. Решение с оператором потянет за собой цепочку других вопросов — перерабатывающие заводы и стихийные свалки, часть их которых до сих пор не ликвидирована.
Четвертый вызов — транспортный. Про неудачную реформу в Оренбурге, дефицит водителей, кривой график следования автобусов и простой новой техники говорить бессмысленно — оскомина. Не лучше ситуация и в ряде районов: так Саракташ вообще остался без общественного транспорта. И снова см. пункт 2: очерченная проблема не означает ее моментального решения. Закрыть вопрос можно только через кадры и системную работу по отрасли, что потребует времени.
Пятый вызов — «не испортить». Две главных реформы Дениса Паслера — перезапуск экономики региона и перестройка системы образования — постепенно начинают давать свои плоды. При продолжении последовательных преобразований через 10 лет Оренбургская область сможет выйти на новый уровень. И тут главное — ничего не сломать и вести инвестиционную политику в том же ключе.
Главный враг Солнцева — время, главная надежда — люди. Чем дольше новый врио будет «вкатываться» в повестку, тем тяжелее пройдут выборы. А с «главной надеждой» нужно быть максимально аккуратным: едва ли не главная задача врио — окружить себя объективными советниками и получить прозрачную картину по региону. Далеко не у всех губернаторов это получалось с первого захода. Приходилось откатывать к изначальным настройкам и начинать заново. Телеграмные эксперты обязательно написали бы еще про «договоренности и консенсусы с местными элитами», но в отношении Оренбургской области этот вопрос настолько очевиден, что и упоминать его смысла нет, тут тоже достаточно «не сломать».
Новый врио пойдет на выборы параллельно с муниципальными выборами. Большинство проблем, которые нужно решать Евгению Солнцеву, находятся в муниципальной плоскости. Результат выборов — и его, и «Единой России» во многом будет зависеть именно от этого. И конечно же, пять вызовов — не панацея, их больше. Но вот эта пятерка проходит по классу «очень больно». И закрыть эти вопросы можно только системной работой. Не хочется заканчивать колонку фразой «наблюдаем», но именно это нам и остается.