Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту




Промышленная симфония: как «Оренбургские минералы» стали работой мечты?

Ясненский городской округ, согласно данным Оренбургстата вошел в ТОП-10 территорий области по средней заработной плате с показателем в 48,3 тысячи рублей. Для территории, которая еще 15 лет назад считалась депрессивным моногородом, это уникальная ситуация. Однако даже шапочное знакомство с устройством градообразующего предприятия —  комбината «Оренбургские минералы» показывает: это – следствие длительной системной работы.

Редакция «Оренбург Медиа» продолжает специальный проект «В Ясном классно!». Здесь показываем самый маленький город Оренбургской области и его уникальную историю, рассказываем о том, как он растет вместе с монопредприятием, а также развивается, создает городскую культуру и влияет на жизнь каждого жителя.

Вопреки всему

Производство в Ясном всегда было ориентировано на экспорт. В нулевых предприятию удалось отстоять хризотил на международной арене – тогда против применения этого материала выступала целая группировка государств с «антиасбестовым лобби». Под прикрытием борьбы за экологию развернулось противостояние бизнес-интересов, а попытки запретить применение хризотила идут и по сей день. Но если дискуссии о стройке и экологии идут в далекой Женеве, то решать логистические проблемы, возникшие в феврале прошлого года после введения жестких экономических санкций, нужно было здесь и сейчас.

Первое, что показывают на «Оренбургских минералах» — это новый терминал. Его построили в максимально сжатые стройки, всего за год. Контейнеры с готовой продукцией грузят на железнодорожные платформы и отправляют на восток. Раньше хризотил ехал в другом направлении.

— После введения санкций европейские порты оказались для нас недоступны. Поэтому на железной дороге потребовались совершенно другие мощности. Через Казахстан хризотиловое волокно едет в азиатские порты и логистические центры, — говорит гендиректор АО «Оренбургские минералы» Андрей Гольм.

Основной рынок сбыта хризотилового волокна – Азия и Латинская Америка, а также некоторые государства африканского региона. Раньше в перечне были и некоторые страны Запада, однако сегодня весь поток продукции идет на восток. Новый терминал позволил технически адаптироваться к новой ситуации в мировой логистике.

— К сожалению, российские порты необходимой инфраструктурой в силу разных причин не обладают, но мы с большим интересом смотрим на Северный Морской путь. Если заявленные государством планы будут реализованы, это значительно упростит ситуацию, — подчеркнул директор по развитию Олег Тусумханов.

Царство машин

В заводоуправлении «Оренбургских минералов» многолюдно. А вот в производственных цехах комбината первого рабочего можно встретить только на 10-й минуте обхода: до этого – настоящее царство автоматики. Сначала – зал, размером с футбольное поле, где нет ни одного человека – только щелкают механизмы. Во втором таком же – несколько рабочих, но и они просто стоят за пультами управления, контролируют процессы.

Диспетчерская «Оренбургских минералов» похожа на космический корабль. На самом деле это – мозг предприятия: сюда стекается информация из всех цехов, с каждого этажа (а их тут десятки). В автоматизацию вложены миллионы, однако экономический эффект впечатляет. Более того, опыт «Оренбургских минералов» перенимают и другие крупные комбинаты: предприятию заказывают разработку проектов автоматизации масштабных производств.

— Мы максимально автоматизировали производство. Освобождаем людей от низкоквалифицированного труда. Много лет на комбинате были, например, сотрудники, которые надевали упаковочный мешок на брикет с продукцией. Сегодня этого, конечно, нет. Автоматизация позволила сделать рабочие места более технологичными, а значит – и более оплачиваемыми, — говорит Андрей Гольм.

От ручного труда на крупном предприятии, конечно, не уйти, но сегодня на «Оренбургских минералах» автоматизировали почти все, что можно. Освободившиеся сотрудники либо повышают квалификацию, либо меняют сферу деятельности на смежную, переходя на предприятия ТОСЭР. Такая промышленная синергия в рамках одного промышленного парка. Благодаря новым компаниям «Оренбургские минералы» на 100% задействуют все возможные мощности, расширяя ассортимент продукции и рынки сбыта: кровельные материалы, террасные доски из камня, добавки для дорожного строительства, текстиль, продукция машиностроения… Список длинный.

— В Ясном живут 15 тысяч человек. Нам нужны рабочие руки. Чтобы иметь возможность сохранять кадровый потенциал в городе, необходимы карьерные лифты. Мы всегда поддерживаем стремление наших сотрудников учиться и повышать квалификацию. Если человек перерос свое место, достиг пололка по определенному направлению, мы можем перевести его в другой цех, на другое производство, в одно из предприятий ТОСЭР, — рассказал Гольм.

И это работает. За 20 с лишним лет зарплаты в Ясном выросли более чем в 10 раз. С 2019 года стабилизировалось и число жителей в Ясненском городском округе: вместе с сельскими территориями – порядка 18 тысяч человек. А до этого каждый год населения Ясного сокращалось на 1000 – 500 человек.

Как найти красоту на дне

Если комбинат – это промышленная симфония, то рудник — невероятная смесь дикой природы, суровой горной породы и огромных машин и железнодорожных составов, которые с диким грохотом загружают руду.

Глубина карьера в Ясном около 225 метров. Мы побывали на самом дне и нашли там красоту. Там есть и «Мальдивы» – большое голубое озеро: добыча минералов невозможна без воды. Здесь же – вся таблица Менделеева. Все камни, о которых ты мечтал в детстве.

Ширина карьера более 1400 метров, а длина — более 2600. Спуск занимает полчаса. Этот рудник – один из самых маленьких в стране, но его запасы составляют почти 17% от общероссийских. Отлаженная работа рудника – гордость «Оренбургских минералов».

— В свое время мы решили: давайте сделаем идеальный рудник. Мы посмотрели, как это работает, объехали много предприятий, нашли «золотое сечение» и сделали практически идеальный рудник, — говорит Андрей Гольм.

Одна из наиболее актуальных для ясненского предприятия задач – максимально использовать все, что извлекается из земли. Многие из «попутных» хризотилу материалов уже используются в производствах ТОСЭР и самих «Оренбургских минералов». Над остальным работают химики. Одна из амбициозных задач – получить никель экологически чистым способом.

Рудника под Ясным хватит еще на несколько десятков лет, но на «Оренбургских минералах» мыслят большими масштабами: идет проработка технического решения по второму руднику: богатейшие залежи восточного Оренбуржья позволят продолжить добычу.









© Оренбург Медиа 2019

Top.Mail.Ru