Слушания проекта Генплана Оренбурга на ближайшие двадцать лет обещали быть жаркими из-за нескольких крайне острых вопросов. Они касались, в частности, строительства нового кладбища и крематория в Весеннем, а также планирования новых дорог с изъятием земельных участков и домов в Ростошинских прудах и Ростошах-2. Однако накал эмоций на слушаниях превзошёл все ожидания.
Оренбуржцам, которые пришли на слушания с вопросами, не хватило отведенных на процедуру трех часов, а ответы устроили далеко не всех. Неоднократно оренбуржцы критиковали организаторов слушаний по поводу отсутствия главы города Сергея Салмина (был в отпуске), министра архитектуры Оренбургской области Наталья Ибрагимовой (не пришла на слушания). Однако четких ответов об отсутствии чиновников не последовало. Покидая зал, некоторые участники громко заявили, что считают слушания несостоявшимися.
Полиция, три часа на дебаты, маленький зал
Слушания проводили в Центре детского творчества в Промышленном районе Оренбурга. Уже за полчаса до начала мероприятия в округе скопилось множество машин, за порядком следили правоохранители. Регистрацию прошли 200 человек. На начало обсуждения в зале был аншлаг. Людям не хватало места. И зал, и балкон были заняты. Некоторым пришлось стоять. Зал рассчитан чуть более чем на 500 человек.
Ранее оренбуржцы высказывали недовольство тем, что слушания решили проводить 13 июля в 14:30. Людей возмущало, что обсуждение назначили в разгар рабочего дня. Они предположили, что сделали это намеренно – чтобы участников было меньше.
Слушания длились чуть более трех часов. Оказалось, что в Доме культуры на 17:30-18:00 запланировано начало культурного мероприятия. Однако очередь с вопросами к тому времени еще не иссякла. Завершение дискуссии вызвало возмущение участников слушаний.
Еще одним из разочарований стало отсутствие на слушаниях по проекту Генплана города министра архитектуры Натальи Ибрагимовой и главы города Сергея Салмина. Депутат Заксобрания (ЛДПР) Максим Щепинов резонно заметил, что при обсуждении такого серьезного документа должны присутствовать главы министерств архитектуры, строительства, финансов.
На деле же на сцене оказалась небольшая группа чиновников и проектировщиков, из которой на вопросы отвечали замминистра архитектуры, курирующая подготовку градостроительной документации, Татьяна Тимошинова, замглавы Оренбурга Виталий Чижов – куратор градостроительства, земельных вопросов и дорожного хозяйства, и представитель разработчика проекта Генплана новосибирского ООО «Корпус» Алексей Нестеркин.
Кроме того, в зале работала регламентная группа: председатель Общественной палаты региона Борис Колесников, депутат Заксобрания Салим Чолоян и бывшая вице-мэр, а ныне директор лицея №5 Елена Иванова (сама она также задала вопрос по строительству школ в Степном). Несколько раз им пришлось успокаивать зал, помогая ведущему.
Острые вопросы, горячие дебаты, гневные апплодисменты
Градус эмоций в зале начал зашкаливать спустя примерно полчаса с начала слушаний по проекту Генплана, рассчитанного до 2043 года. Изначально оренбуржцев не устроило выступление по бумажке. Из зала раздался выкрик: «Если будете читать по бумажке, мы здесь все уснем!». Эмоциональный накал возник во время доклада представителя компании «Корпус». Люди настаивали на том, что следует сразу приступать к обсуждению болевых вопросов (одни перед слушаниями детально изучили генплан, другим устное объяснение новаций через презентацию показалось непонятным и нудным). Протестуя против доклада о содержании проекта, люди начали хлопать в ладоши и кричать. Тактику «захлопывания» в прорыве эмоций зал применял неоднократно.
В ситуацию вмешался Салим Чолоян. В результате Алексей Нестеркин пообещал взять еще 10 минут на завершение выступления по проекту.
Дебаты начались с вопроса о новом кладбище и крематории, которые планируют разместить в Оренбургском районе возле села Ивановка. Люди категорически против такого соседства. Рядом СНТ «Карачи», жилой массив, овраг Алимсай, полигон для складирования снега. Все вредные вещества с кладбища и крематория могут попасть в реку Урал, которая не так и далеко.
В докладе разработчик ранее пояснил, что кладбище в Степном исчерпало свои возможности. Осталось мало земли, за счет которой можно расширять комплекс. Вместе с тем, по одному из вариантов, крематорий могут построить именно на территории кладбищенского комплекса «Степной».
Представитель минарха в свою очередь подчеркнула, что проведены все необходимые изыскания. От оврага отступили, от СНТ – тоже. Рядом промзона, военный аэропорт, строительство жилья не предусмотрено. Такой ответ вызвал волну возмущения. В результате Татьяна Тимошинова сообщила, что на проект администрация Оренбургского района дала отрицательное заключение. От чиновников получен отказ на размещение кладбища. Жители обвинили минарх в том, что они не владеют ситуацией и не ориентируются на местности. В итоге решение будут принимать на согласительной комиссии, поскольку на региональном уровне вопрос кладбища вопрос уже решен.
Как и предполагалось, в зале собралось много жителей Ростошей-2 и поселка Ростошинские пруды. Их волновал вопрос по новой дороге, строительство которой будет сопровождаться изъятием участков и домов. Половина вопросов слушаний была посвящена именно проблеме этой дороги. Участники слушаний эмоционально требовали пояснений по каждому участку, но слышали не то, что хотели. Представители минарха и разработчик упирали на букву закона, а жители говорили о том, что этот проект сломает судьбы, а не дома. Генплан должен преследовать интересы людей, а наоборот, утверждали участники слушаний. Звучали вопросы об альтернативных маршрутах, без сноса домов и изъятия участков. Ранее, до слушаний, минарх заявил, что люди могут оспорить стоимость выкупа жилья, но тема трассы не обсуждается. Этот же тезис прозвучал и на встрече.
Участники слушаний также резонно спросили об альтернативах строительства дороги без переноса разных сетей, изъятия участков и домов. Вопрос о более экономных вариантах не нашел отклика.
— Мы просим не делать дорогу по домам. Делать для людей надо. Перепланируйте дорогу, — требовали оренбуржцы.
Еще одной болезненной темой стал новый мост через Урал. В проекте есть два варианта. Вариант 22 «А» предусматривает объект через Зауральную рощу, по границе между поселком Весенний и Оренбургом (зоны садов-огородов, где дома могут пойти под снос) с выходом на Беляевское шоссе. По варианту 22 «Б» дорога выйдет на Донгузскую. Однако оба варианта возмутили и местных жителей, и экспертное сообщество архитекторов. Жители переживают и за дома, и за зеленый массив.
Из-за большого количество замечаний и обращений родился третий вариант, сообщил Нестеркин. По новому замыслу, дорога пройдет между Весенним и Ивановкой в районе старого кладбища с выходом на Беляевское шоссе. Зауральную рощу она не затронет и пройдет через лесной массив Дубков. Этот вариант является наиболее перспективным и будет рассмотрен на заседании согласительной комиссии. Однако и такой вариант вызвал вопросы, в том числе и у депутата-единоросса Романа Куниловского:
Сергей Бренев — председатель регионального отделения Союза архитекторов России — выступил на слушаниях и предупредил, что дорога-дублер Чкалова-Гагарина будет плохой дамбой для жилых кварталов. Вода там все равно пройдет. Он предложил внести поправки в генплан. Представители «Корпуса» подчеркнули, что рассматривают несколько вариантов защиты жилых кварталов от воды. Бренев также заявил, что старый генплан, по мнению профессионального сообщества, не исчерпал своего потенциала.
По ходу слушаний стало известно о том, что Минэкономразвития РФ отклонил проект Генплана Оренбурга и отправил его на доработку. В частности в резолюции указано, что в Положении о территориальном планировании отсутствуют основные характеристики планируемых объектов местного значения, также не отображены границы населенных пунктов в растровом формате, граница городского округа отображена некорректно. Иными словами, проект Генплана не соответствует требованиям статьи 23 Градостроительного кодекса РФ по техническим моментам.
После трехчасовых обсуждений многие люди покидали Дом культуры с разочарованными и уставшими лицами. В зале разыгрался настоящий бой.
— Люди против строительства крематория, дорог. Что они должны сделать, чтобы отменить это решение и внести изменения в Генплан? — задала вопрос депутат Заксобрания Оксана Набатчикова («Справедливая Россия — Патриоты — За правду!»).
Однако концовка слушаний получилась скомканная. Участников около 17:20 начали выпроваживать. Чиновникам указали на незаконность таких действий. Как пояснил присутствующий депутат Оренбургского горсовета, прерывать слушания нельзя. Всем должны дать возможность высказаться.
Елена Иванова резонно заметила, что организаторам надо было раньше давать пояснения по проекту Генплана, чтобы не было такой агрессии, которая наблюдалась в зале.
Стоит отметить, ранее и эксперты, и горожане говорили об отсутствии диалога с властью по поводу резонансных проектов в сфере градостроительства. Экспертный совет Союза архитекторов Оренбуржья вынес отрицательное заключение по проекту Генплана Оренбурга. Доводы чиновников и разработчика на слушаниях 13 июля не убедили в целесообразности изменений Генплана.
Замечания услышат?
Слушания прошли. Многие жители Оренбурга заявили, что не считают их состоявшимися.
В свою очередь, замглавы Оренбурга Виталий Чижов отметил, что все жители будут услышаны, замечания и предложения горожан записаны и в течение 15 дней направлены в министерство архитектуры. По результатам слушаний будет подготовлен протокол, с которым жители смогут ознакомиться в газете «Вечерний Оренбург» — официальном источнике администрации областного центра, а также на Интернет-портале города в разделе «Публичные слушания».
Комментируя прошедшие слушания, бывший главный архитектор Оренбурга, доцент кафедры архитектуры ОГУ Георгий Проскурин обратил внимание, что на большое количество вопросов пока проектировщик не ответил.
-Мы не видим готовности самого заказчика вообще учитывать готовность и желание учитывать эти интересы, тем более что накануне был брифинг министерства архитектуры, где было сказано, что вопрос с дорогой решен. Точка. Ну как к этому можно относиться? Сначала людям говорят — мы вас хотим послушать, а потом говорят, что вопрос решен.
В целом новый проект Генплана Проскурин назвал «высушенной воблой». Фактически узаконивается чересполосица, отметил он. Не совсем понятен и статус исторического центра.
-Фактически проект Генплан фиксирует сиюминутные пожелания. Вносит изменения того, что накопилось. Он не предлагает стратегических шагов развития. Действующий Генплан может прекрасно еще существовать до 2030 года. Он в целом отражает те возможности, те необходимости, которые город испытывает в связи со своим ростом, развитием. Новый проект Генплана – сырой, и нуждается в доработке, выразил мнение эксперт.
На внесение в Генплан возражений оренбуржцев у мэрии есть около двух недель. Как минимум три вопроса будут вынесены на согласительные комиссии.
«Оренбург Медиа» вел прямую трансляцию слушаний. Ее можно изучить на сайте и в телеграм-канале.