В четверг, 13 июля, в областном центре обсуждают в публичном формате новый Генплан развития города. Корреспонденты «Оренбург Медиа» присутствуют на событии и рассказывают о том, что там происходит.
Напомним, проект Генплана вызвал недовольство оренбуржцев. В частности, жители города возмутились дорогам через жилые массивы в Ростошах и за Уралом в южной части муниципалитета. Жители возмущены планами по открытию нового кладбища «Южное» и крематория.
В здании, где расположен Центр детского творчества Промышленного района на улице Магнитогорской многолюдно. За полчаса до начала слушаний на них зарегистрировались более 200 человек. Зал почти заполнен. Люди размещаются даже на втором ярусе.
14.30. Публичные слушания по Генплану Оренбурга начались. На сцене в президиуме мэрию представляет замглавы Чижков, минарх — замминистра архитектуры Тимошинова.
Первой слово взяла замминистра архитектуры Татьяна Тимошинова. Она пояснила присутствующим причины внесения изменений в Генплан Оренбурга.
— Мы не делаем ничего незаконного. Все в соответствии с градостроительным кодексом. Предыдущий генплан устарел, — заявила Тимошинова.
О проекте Генплана подробнее рассказали представители компании «Корпус». Именно они разрабатывали новую редакцию документа.
— Наша работа не предусматривала изменений в генплан. Мы его актуализировали. В техзадании стояли требования цифровизации генплана, учета изменения законодательства, актуализации проектных решений, определения этапов строительства объектов и учета агломерационных процессов. Мы понимаем, что помимо ядра агломерации — города — есть оторванные от Оренбурга территориально поселки. Один из проектов генплана — новая дорога от Краснохолма, которая свяжет это направление с городом.
Они добавили, что в целом же город сохранится в своих границах. Исключение — Молодой Оренбург. Экстенсивного развития не будет. Будет ликвидироваться чересполосица за счет уплотнения в центральной и около центральной части.
Представители «Корпуса» также подсчитали демографические перспективы Оренбурга.
— Население Оренбурга составляет 539 тысяч человек, еще 13 тысяч — жители входящих в состав города поселков. Численность населения в городе за последние годы снизилась, при этом в ряде поселков она выросла. Наблюдается отток жителей в сельские территории. При этом все они работают в городе.
Тенденция на снижение населения будет наблюдаться еще 20 лет. До пандемии в городе был миграционный прирост, сейчас — спад. Но, тем не менее, именно за счет миграции ожидается прирост численности, примерно на 30 тысяч человек за 20 лет. Вырастет также численность населения в Нижнесакмарском, Бердянске, Прудах.
О застройке:
Сам центр Оренбурга реновация не затронет, это охранная зона. Но околоцентральные районы, включая пойму Урала, будут застраиваться.
Обстановка в зале ДК «ТРЗ» накаляется…
«Корпус» про кладбища:
— У кладбища в Степном есть еще 50 га. Дефицит порядка 25 га. Место для нового кладбища искали с учетом удаленности от населенных пунктов, зон подтоплений и рек. Новое кладбище нужно делать в южной части города. Новое кладбище в Ивановке и Весеннем удалено достаточно и от населенного пункта, и от перспективной застройки…
И снова спикера «захлопали» — жители выразили недовольство тезисом про кладбища. Впрочем, на этом он свое выступление и закончил. Вице-мэр Чижков призвал участников слушаний к порядку.
Пошли вопросы:
— На схеме с кладбищем нет СНТ «Карачи». Помимо того, рядом овраг Алимсай, потоки из которого весной текут не на шоссе, а в Урал.
Ответ минарха:
— От оврага кладбище удалено, рядом есть месторождение по добыче глины. Все изыскания проведены. Насчет СНТ: мы лично все объехали, ближайшие участки в 500 метрах и они заброшены. Есть промзона. До перспективной застройки Весеннего — 1300 метров. Кладбище пока — проект. Он согласован на федеральном и региональном уровне, есть отказ на уровне Оренбургского района. Работа идет.
Вице-спикер Заксоба Александр Трубников спросил об отказе от радиальной схемы транспорта, строительстве дороги через Ростошинские пруды и участках, которые идут под снос и выкуп.
— С течением времени параметры Генплана уточнились. Мы отказались от радиальной структуры: она правильная, но нереализуемая. Слишком большие масштабы сноса. От второго обхода с востока также отказались, потому что он дублирует Загородное шоссе. При этом необходимо обеспечить подъезды к Особой экономической зоны. Поэтому понадобилась другая дорога (имеется ввиду проезд через Ростошинские Пруды). Также нужен обход Нижнесакмарского.
Обстановка в зале достаточно напряженная: за вопрос про храм участницу слушаний «захлопали», на вопрос по планировке территории ОГУ — недовольно зашикали.
Минарх по дороге через Ростошинские пруды:
—Мэрия отказывала в согласовании проекта по дороге через Ростошинские пруды. Поскольку есть отказ, должна быть согласительная комиссия. Там необходимо поэтапно обсуждать по каждому участку.
В проекте — шестиполосная трасса. Дорога выходит через Загородное шоссе, рядом лес. Лес решили оставить. Под выкуп попадают порядка 25 участков. Все это — посёлок «Космос-91», СНТ «Трансгаз». Далее трассу пустят вдоль оврага. Это самая болезненная история. Там размежеванные участки. Каждый будет зафиксирован и выкуплен. Это будет длиться порядка шести лет. Но сама траектории трассы — та же.
Жители Ростошинских прудов принесли на слушания проект трассы, наложенный не на «Гугл мэп», а на кадастровую карту. Получилось 180 участков под выкуп, много домов под снос. Жители также принесли решение суда, по которому межевание, которое в Минархе называют незаконным, признано законным: с 2011 года там ИЖС.
В монархе зафиксировали обращение и предложили сравнить карты. Жители настаивают на детальном нанесении поселка «Ростошинские пруды» на карты с дорогой.
Вопрос по Ростошинским прудам углубляют. Выступает один из лидеров инициативной группы:
— Я вас уведомлял, что на участке есть проблемы, связанные с магистралью. Мы указали, что все постановления по межеванию законные, что там два водозабора для Ростошей и Ростошинских прудов. Под снос, ввиду масштаба дороги, могут попасть либо жилые дома, либо детский сад (речь уже о Ростошах-2). Мы подавали всю эту информацию в мэрию и минарх. Мы уже привлекли минарх к административной ответственности за один из проектов. Добавлю, что в Ростошинских прудах уже есть четырехполосная дорога, которая примыкает к шоссе. Вы представляете масштабы переноса?
В «Корпусе» заявили, что участки выкупят. В Генплане нарисована только линия, это не проект планировки. Конкретные «красные линии» будут обсуждаться.
Главные претензии жителей Ростошинских прудов и Ростошей-2 — почему дорогу нельзя проложить иначе, зачем тратить столько денег на перенос коммуникаций и выкуп домов. И, конечно, никто из них не готов к переезду.
Выступает предприниматель Антон Вартанов. Он спросил, почему на слушания не пришла Наталья Ибрагимова, и завил, что проблема общественного правопорядка на Красной Площади после благоустройства набережной не решена, что дискредитирует министерство архитектуры.
Ответить на вопрос представители органов власти не смогли: это, как заявили они, не относится к слушаниям.
Минарх заявил о корректировке Генплана по Городищу.
— Львиная часть участка в селе Городище из сельхозземель переведена в производственную зону. 13 тысяч гектар хотят перевести в промзону. Если это случится, выращивать овощи будет нельзя, город останется без продукции, — отметили представители села. — Генплан будет скорректирован. В Городище вернут с/х зону, «промку» оттуда уберут.
Еще одна корректировка генплана коснется Бердянки. Там с/х зона также ошибочно перенесена в промышленную. Исправления внесут после обращения главы посадка и жителей.
Жители Южного задают вопросы по трассе за Уралом и мосту в районе Степана Разина. Один вариант идет через СНТ и мешает жителям, другой — через Зауральную Рощу и наносит вред экологии.
Ответ компании «Корпус»: в итоге дорогу собираются выводить между старым кладбищем, Весенним и Ивановкой. Трасса сложная, нужно учесть и экологию, и интересы жителей.
Из трех вариантов на карте все пока склоняются к третьему. Он, по словам чиновников, минимально затрагивает и застройку, и Зауральную Рощу. Но окончательного решения пока не принято: очевидно, что при всей необходимости моста, любая дорога по Зауральной Роще вызовет много вопросов.
Экс-вице мэр, а ныне директор пятого лицея Елена Иванова спросила о строительстве школ в Степном. Сейчас в некоторых школах Степного едва ли не по десять первых классов.
Представители «Корпуса» отметили, что в генплане прописаны новые школы для СВЖР, старого Степного и «Молодого Оренбурга».
Сергей Бренев — председатель регионального отделения Союза архитекторов России — предупреждает, что дорога-дублер Чкалова-Гагарина это плохая дамба для жилых кварталов. Вода там все равно пройдет. Он предложил внести поправки в генплан.
Также он просит назвать конкретные аргументы того, что предыдущий генплан, который мог функционировать еще несколько лет, устарел.
Представители «Корпуса» заявили, что это веяние времени, изменения социально-экономической ситуации. Татьяна Тимошинова из минарха подчеркнула, что было необходимо учесть новые границы города, а также уточнить чрезполосицу.
Сергей Бренев с доводами представителей минарха не согласился.
Депутат Заксобрания от ЛДПР Максим Щепинов назвал проект Генплана сырым и раскритиковал состав участников слушаний: он спросил, где мэр, министры и уполномоченные чиновники.
Еще один вопрос коснулся разработчика генплана: правда ли, что «Корпус» попадал в реестр недобросовестных поставщиков?
— На сегодняшний день УФАС включил компанию в реестр, решение оспаривается в суде.
Третий вопрос — по Ростошам. Щепинов запросил финансово-экономическое обоснование прохождения дороги по жилым массивам, и поинтересовался альтернативами.
— Первый вариант минарха отвергли полностью, там был снос ста с лишним домов. Сейчас рассматривают новый вариант. Он будет осуждаться дополнительно. Мы все учли, — отметил вице-мэр Чижков.
Он подчеркнул, что у мэрии есть еще 15 дней на ответы и доработку вариантов по дороге.
Бывший главный архитектор Оренбурга Георгий Проскурин заявил, что территории в Ростошах-2 и Ростошинских прудах были размежеваны в соответствии с генпланом. У людей есть полное право там жить и строиться.
Второй вопрос Проскурина — по школам на 2, 3 и 5 тысяч мест, которые есть в проектах «Молодого Оренбурга».
В «Корпусе» подчеркнули, что речь не идет о школах на 5000 учеников, это общая потребность микрорайонов в школах.
Пять вопросов подряд — по Ростошам-2 и Ростошинским прудам. Самая острая тема дня. Жителей интересует, в том числе, как вообще мог появиться подобный проект. Жители уличили чиновников в том, что они не знают конкретных поселков и массивов, по которым должна пойти дорога. При этом есть дома и участки, которые приобретались по программам поддержки военных, в том числе и участников СВО.
Вице-мэр Виталий Чижков пообещал встретиться с каждым жителем Ростошинских прудов и Ростошей-2. Участники слушаний просят минарх просто отказаться от проекта строительства дороги.
А теперь — опять о крематории (такое сегодня движение — между крематорием и дорогой). Жителей Весеннего возмущает, что расположение карты и крематория на генплане не соответствует тому, что заявляют чиновники.
Ответ «Корпуса»: карта не масштабная. Но четкого ответа по кладбищу пока нет: известно лишь, что оно будет не более 40 га. Поскольку район отказался от объекта, будет работать согласительная комиссия.
И в конце прозвучал главный вопрос от жителей Ростошей. Вокруг поля: почему нельзя проложить дорогу там?
Вице-мэр Чижков подчеркнул, что альтернативные варианты есть, и их также рассмотрят.
Слушания завершаются. Участников просят покинуть зал, но люди хотят продолжить диалог. Организаторы убеждают оренбуржцев покинуть зал.
Три часа, десятки вопросов. Жители районов, которые не получили ответов на вопросы, остались недовольны результатами.
Многие требовали продолжения слушаний, но организаторы покинули сцену. Все заявления были запротоколированы, подчеркнули чиновники. Напоследок слово дали представителям Овчинного городка и СНТ «Ромашка».