Историк Елена Бурлуцкая после пожара в центре Оренбурга написала в своем Instagram колонку, в которой жестко раскритиковала политику властей в отношении архитектуры Оренбурга и сохранения исторического наследия областного центра.
Накануне в Оренбурге сгорел целый квартал исторического центра города. Пожар на переулке Почтовом тушили более ста человек, пострадали девять строений, восемь из которых — жилые. Из эпицентра эвакуировали 53 человека, включая 5 детей. Одна из версий — неосторожное обращение с огнем. Сейчас на месте работает следственная группа, профессионалы должны дать свое заключение. Среди сгоревших домов были памятник культурного значения и два дома, отнесенных к ценной застройке. Восстановлению эти строения не подлежат.
— Не могу и не хочу ничего писать об истории Оренбурга. Потому что от этой истории остаётся все меньше и меньше. Что-то развалилось, что-то сгорело, что-то ждёт своей участи. Очевидно, что бОльшая часть исторических зданий в центре города исчезнет за ближайшие 5 лет. Владельцы не имеют средств на их содержание и восстановление. Программа Аренда за рубль не работает, поскольку в ремонт исторического здания нужно вложить не один миллион рублей, а через 49 лет велика вероятность остаться без арендованного и отремонтированного здания, которое кому-нибудь сильно понадобится. Выкупать эту «историю» тоже особо никто не спешит, потому что никто не думает, что его дети и внуки будут жить в Оренбурге, — отметила Бурлуцкая.
Историк обратила внимание на то, что новая застройка не соответствует стилистике города, а инфраструктура центра не позволяет вести там многоэтажную застройку.
— Освободившееся от ненужного исторического хлама пространство застроят многоэтажками в стиле «цыганского барокко». Их жители будут бить друг другу лица из-за отсутствия парковок, их дети будут дышать асфальтом и бензином, потому что новых парков и скверов в центре не предвидится. Нормальные люди постепенно покинут Оренбург, потому что жить на «кладбище» невозможно. Уедут все, кому невыносимо больно смотреть на уничтожение своей истории, своего прошлого, своих любимых и памятных мест. Приедут другие, чужие, которым наплевать на историю места, которым важно жить «кучеряво». Которые ничего не будут сохранять и оберегать, — добавила она.
Бурлуцкая предупреждает, что в этом случае город превратится в безликого монстра с центром из «пошлых построек, бесконечной тротуарной плитки и асфальта».
— ТЦ и БЦ заполонят пространство (всегда хотела знать, откуда в городе столько бизнесменов и покупателей? Где итог этого разветвленного бизнеса и кто эти перманентные потребители?). Внутренний туризм, построенный на демонстрации ковыльных степей и горы Верблюд долго не протянет. Ну не знаю я людей, которые бы толпами самозабвенно таскались по нашим жарким и пыльным степям с экотуристическими целями. А того, чем реально можно было бы привлечь туристов — нетронутой исторической застройкой, провинциальностью, уютом, — всего этого уже не будет, — заключила она.
Историк Елена Бурлуцкая также обратила внимание на то, что нельзя сохранять исторической прошлое при такой градостроительной политике.
— Все будут продолжать красиво писать про необходимость сохранения исторического прошлого и воспитание патриотизма. Ну либо крестик снимите, либо штаны наденьте, — резюмировала она.
Как сообщили в Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия, от огня пострадал объект культурного наследия регионального значения «Особняк с мезонином», расположенный на переулке Южный, 24. Здание датировано 1917 годом. Здание объекта культурного наследия выгорело полностью и не подлежит восстановлению. «Особняк с мезонином» пожарные принимались тушить несколько раз. Огонь разгорался с новой силой. По данным Инспекции госохраны объектов культурного наследия Оренбургской области, на территории, охваченной пожаром, также выявили здания с признаками объектов культурного наследия. Это дом на переулке Почтовый 1/Южный 24 «Дом городской усадьбы. Рубеж XIX-XX вв. Кирпичный стиль» и «Дом городской усадьбы. Рубеж XIX-XX вв. Кирпичный стиль» на переулке Почтовый, 2.