Бесперебойные дискуссии о будущем исторических особняков в центре Оренбурга – явное свидетельство того, что четкого решения и ясной стратегии по архитектурному наследию до сих пор нет. Речь идет сразу о нескольких аспектах: это старые здания в историческом центре, и обустройство площади Ленина, и проблема точечной застройки. Единого мнения и принципиального решения найти пока не удалось, а вот идей и проектов – множество.
Что с особняками?
У исторического центра Оренбурга в конце прошлого появилась своя цифровая модель. Впервые властям, архитекторам, застройщикам, бизнесу и общественникам показали десятилетнюю дугу развития центра города. Причем показали в перспективе и нарисовали в 3D. На последнем в этом году собрании областного архитектурно-градостроительного Совета при губернаторе его участников в течение двух часов знакомили с подробностями стратегии пространственного развития города. Документ архиважный для будущего, но пока имеющий мало общего с реальностью, отметили региональные власти. В частности, губернатор Денис Паслер заявил, что многие проекты и концепции пока не подкреплены деньгами и источниками финансирования.
В концепции в той или иной степени расписано будущее почти 340 гектаров земли и недвижимости. При этом многие паспорта объектов и участков тогда признали неточными и отправили цифровой документ на доработку.
А в конце мая при министерстве архитектуры создали совет общественников. Он также займется сохранением исторических особняков. К июлю участники консультационного совета выработают конкретные предложения по наиболее актуальным вопросам повестки.
Проблем пока достаточно много, и недофинансирование – далеко не главная. Про сложности с паспортизацией объектов уже писали выше. Помимо того, в центре слишком много памятников архитектуры (опрошенные «Оренбург Медиа» представители профильных ведомств отмечают, что многие памятники уже не восстановить, и для сохранения соседних зданий этот статус нужно снимать), что затрудняет реставрацию.
Некоторые эксперты и вовсе предлагают строить на месте старых домов и разрушающихся архитектурных памятников новоделы или дома в похожем стиле. Эта идея отвергается подавляющим большинством архитекторов, историков и представителей контролирующих органов.
В этом году по инициативе региональных властей выделили 38 млн руб. на проведение конкурсных процедур на разработку предмета охраны исторического поселения и общей охранной зоны центра. Документом будут четко разграничены и прописаны пространственные регламенты и ограничения для застройщиков, перечислены все объекты культурного наследия и ценной застройки. Это будет определяющий документ для сохранения облика старого Оренбурга. Министр архитектуры Оренбургской области Наталья Ибрагимова обращает внимание на то, что многие дома сносятся по судебному решению как аварийные:
— Снос домов, который мы сейчас наблюдаем в историческом центре Оренбурга, проводится по муниципальной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «город Оренбург» на 2013 −2017 годы» согласно судебному решению. После разработки предмета охраны исторического поселения ценная застройка сможет приобрести новый статус, который позволит сохранить подобные объекты. Сохранение исторического центра Оренбурга — наша общая задача, — отметила Наталья Ибрагимова.⠀
А что на площади Ленина?
В апреле на суд областных экспертов подготовили четыре архитектурные концепции площади Ленина. Все они должны соответствовать главным критериям – взаимодействовать с жителями города, создавать комфорт и соответствовать реалиям исторического центра.
Выиграла в итоге концепция с сухим фонтаном и осветительными приборами в мощении площади. В проекте прописано, что в таком виде главная площадь города будет подходить и для прогулок оренбуржцев, и для проведения культурно-массовых акций, городских праздников. По мнению экспертов совета, новая концепция отвечает современным трендам формирования общественных пространств.
Концепция вызвала много споров в Оренбурге. По-прежнему достаточно много сторонников и у идеи восстановления или частичного увековечивания Казанского Собора, который когда-то стоял на месте, где сейчас находится сквер у Дома Советов. Он, кстати, был в одном из концептов устройства площади Ленина, но проект не выиграл. На территории сквера и на площади перед зданием правительства предлагалось обозначить контуры Казанского Кафедрального собора. Часть сохранившихся фундаментов хотели раскрыть и музеефицировать — поместить под стеклянный саркофаг, с возможностью постоянного осмотра. Над местом, где располагался алтарь собора, была также часовня в честь Казанской иконы Божьей Матери.
Эксперты отмечают, что восстановить храм в том виде, в котором он когда-то был – невозможно, а вот часовня была в проектах у многих архитекторов. Пять лет назад у местных активистов был план построить точную копию собора примерно в километре от изначального места возведения взорванного в 30-х годах храма, однако от идеи также отказались.
Сначала думать, потом строить
Много дискуссий у оренбуржцев, экспертного сообщества и архитекторов вызывает точеная застройка центра. Примерно раз в несколько лет на территории центральной части Оренбурга появляется новый многоэтажный жилой дом.
Нарекания вызывает как дизайн, так и этажность. Эксперты отмечают, что главная проблема – в отсутствии внедренного дизайн-кода исторического центра. Экономисты считают это неизбежностью современных российских реалий.
Мнение эксперта:
Журналист, председатель Фонда историко-культурного развития молодёжи «Лица во времени», общественный деятель Наталия Ермашова:
Самое актуальное сегодня – это, конечно, сохранить фасады существующих домов, их много. Там, где возможно – сохранить сами дома. Это усадьбы Савельевых, Калашниковых, дом Рукавишниковых. Список достаточно большой. Нужно сохранить то, что можно сохранить.
В Оренбурге есть и «новоделы» Тот же дом Тимашевых – «новодел», оригинальное здание сгорело. Но задайтесь вопросом: почему Колизей не восстанавливают? Чтобы сохранить его историчность, сохранить дух времени. Конечно, можно сделать «красиво-дорого-богато». Но это не воссоздаст духа времени, в котором есть своя особая ценность.
Многих вещей воспроизвести нельзя. Та же лепнина – это символы, это трансляция мыслей авторов, хозяев дома. Поэтому нужно стараться сохранять здания в первоначальном виде или в отреставрированном.
Проблема в том, что по объектам наследия и историческим особнякам зачастую нет детальных паспортов. Непонятно, что сохранять в каждом доме. Где-то это целое здание, где-то фасад, где-то печка, где-то лепнина.
Сегодня оренбуржцы интересуются историей своего города, лекции и прогулки по исторической части областного центра пользуются большой популярностью. Молодежи на таких экскурсиях не очень много, но с возрастом у оренбуржцев появляется тяга к истории. Поэтому сохранять наше историческое архитектурное наследие – важно.