Вчера весь день думал, и не мог подобрать слов к посту о значении Дня космонавтики и будущем этого праздника. О том, с каким наследием мы и в России, и в Оренбурге к нему подошли и с чем двинемся дальше. Но вот, кажется, что-то подобралось.
Наследие — не то, не гагаринское, а наше, то, которым мы обрастали в последние лет 15, если честно, так себе. Что на федеральном, что на региональном уровнях. Начали отставать от американцев в космической программе, не развиваем частный сектор. В Оренбуржье больше нет «Космотраса» и пусков, а вопрос здания летки за 12 с лишним лет так и не решен.
Но вот посмотрел я на перечень сегодняшних акций ко дню космонавтики. Возложения цветов, летка, музей — все обращенное во вчера. Либо — вроде ракеты, забега, флешмоба — фиксирует сегодняшний момент. И лишь одна — открытие еще одной площадки молодежного центра «Гагарин» — обращена в завтра.
Нет, я это не к тому, что возложения, музей-квартира, летка — это неправильно и зазря. Это, наоборот, очень даже правильно. Без этого не то что дети, внуки, правнуки, а мы сами скоро забудем про события великого апреля 1961 года. Но у нас тут получается примерно 10-1 в пользу прошлого.
Мне очень хочется, чтобы День Космонавтики был праздником будущего. Того будущего, которое когда-то олицетворял сам Гагарин. Будущего, которое вершилось сегодня. Увы, из нашей скрепной исторической памяти новый Гагарин не вырастет (хотя это непременное условие его появления, это преемственность). А вот из центра «Гагарин» он рано или поздно появится. И это — то самое будущее, в которое день космонавтики и должен быть, по своей логике, сути, фабуле, устремлен.
Равенство, баланс между прошлым и будущим. Помнить, что мы были первыми, и вернуть себе первенство. Вот она, суть праздника. Так, чтобы лет через пять в ставшем знаменитом меме «ну как вы там, потомки» написать: «Юра, мы исправляемся».