Главная > Главное > «Паники нет, но настроения тревожные»: Максим Щепинов — о повышении налогов в 2026 году
31
Октябрь
2025
14:29

«Паники нет, но настроения тревожные»: Максим Щепинов — о повышении налогов в 2026 году

Председатель комитета Законодательного Собрания по экономической политике, промышленности и предпринимательству Максим Щепинов в подкасте Оренбург Медиа «Все, что нужно знать» рассказал о росте налогов для бизнеса и физлиц в 2026 году. Паники на рынке из-за роста налогов нет, но настроения, особенно в малом и среднем бизнесе, достаточно тревожные, констатировал политик.

Ранее Госдума приняла в первом чтении законопроект, который предусматривает повышение с 2026 года налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 до 22%. Льготная ставка 10% в итоге сохранится для социально значимых товаров. К ним относятся овощи, фрукты, молочная и хлебобулочная продукция, мясо, сахар, сливочное масло, а также лекарства, медицинские изделия, детские товары, книги и периодика. Помимо изменения ставки НДС, законопроект ограничивает порог годовой выручки предпринимателей, работающих по упрощённой системе налогообложения: с 2026 года он в итоге снизится с 60 до 10 миллионов рублей. Новая налоговая реформа затронет тысячи представителей малого, а также среднего бизнеса. 

Максим Щепинов напомнил, что в Оренбургской области налоги поднимутся не только для бизнеса, но и для физлиц. Речь идет о вернувшемся спустя 12 лет транспортном налоге на автомобили мощностью менее 100 л/с и росте выплат за авто мощностью от 100 до 150 «лошадей». Сам политик выступил против возвращения транспортного налога, хотя отмечает, что вопрос наполнения бюджета действительно крайне актуален.

Финансовая ёмкость этого законопроекта почти 550 миллионов. Транспортный налог целиком и полностью зачисляется в региональный бюджет. Оренбургская казна начнёт пополняться со следующего года. В следующем году почти на 179 миллионов, а уже в 2027 году на 550 миллионов. Но вопрос, за счёт чего это происходит, за счёт кого это происходит, и каким образом будут себя чувствовать после введения транспортного налога жители Оренбургской области? Я и коллегам говорил, и выступал на эту тему в Заксобе: сейчас не время и не место для того, чтобы повышать налоговые ставки, тем более по транспортному налогу. Кого это коснётся? Транспортный налог увеличивается или снова вводится для 60% жителей Оренбургской области. В моём понимании абсолютно неправильная, несправедливая история. Почему? Потому что в своё время нам, когда вводили эту пониженную ставку, говорили: по большому счёту транспортный налог надо отменить, поскольку он входит в акциз, в цену топлива, и, безусловно, эта формула гораздо правильная. Чем больше человек ездит, тем больше он расходует топлива, и тем больше он платит. Такую формулу транслировали с федеральных трибун, а в итоге налог вернули и повысили. А у нас цены на бензин за последние месяцы выросли насколько? Местами — рублей на десять. Да еще и тарифы ЖКХ вырастут в новом году.

Пропан тоже подорожал. В законопроекте есть исключение про компримированный газ, но только для новых авто и автобусов. Как депутат от ЛДПР я, безусловно, голосовал против закона, но большинством депутатов от «Единой России» он в итоге был принят.

Налоги поднимаются и для предпринимателей: как для промышленных гигантов, так и для субъектов малого и среднего бизнеса. Рост налогов будет чувствительным для всего бизнеса, отмечает Щепинов.

Максим Щепинов

Настроения не сказать, что панические ,но тревожные. Очень тревожные. Я много общаюсь с представителями предпринимательского сообщества: малый, средний, да и крупный бизнес, на самом деле. Изменений ждать не приходится: в проекте федерального бюджета уже заложена ставка НДС 22%. Финансовая ёмкость этого законопроекта около 1,2 триллиона рублей Напомню, что НДС целиком и полностью зачисляется в федеральный бюджет. Идет тренд на увеличение налоговой нагрузки по всем субъектам бизнеса, даже на микропредприятия, которые работали по патентам — патентная система тоже ужесточается. И всё это, безусловно, связано с огромным дефицитом в бюджете, и в региональном, и в федеральном. Это вызовы, с которыми мы сейчас сталкиваемся, с учётом тех санкций, которые введены против Российской Федерации.

Мы прекрасно понимаем, что НДС — это косвенный налог. Безусловно, он коснётся всех. Абсолютно всех, каждого жителя Российской Федерации, каждого жителя Оренбургской области. И самое главное, что это уже коснулось. Даже по официальной статистике мы видим, сколько у нас инфляция по 2025 году, там уже 8,4%. Ключевую ставку снизили до 17%. Когда было 20% — боролись с инфляцией. В итоге не 4%, а почти 8%. Успехом это назвать сложно. И, безусловно, когда мы видим тренд по повышению налогов, понятно, что цены будут расти. Уже сегодня треть контрагентов находится в предбанкротном состоянии, а что будет после повышения налогов?

Помните фразу, которая была написана на кольце царя Соломона? И это тоже пройдет. Конечно, российский бизнес переживет и это. Но вопрос в последствиях. Да, наш российский предприниматель пережил кризисы 1991 года, 1994 года, 1998, 2008, 2014, и живет в новой реальности с 2022 года. И сейчас сложно будет всем. Но я убежден: дух российского предпринимательства — не опускать рук и находить выход из любой ситуации.

Неделей ранее депутаты Заксобрания одобрили поправки в бюджет области на 2025 год. Доходы резко упали по сравнению с плановыми. Поступления по налоговым и неналоговым доходам снижаются на 13,92 млрд рублей до 105,91 млрд рублей. Причина — недополучение денег по налогу на прибыль, товары и имущество. Расходы бюджета в 2025 году увеличиваются на 11,26 млрд рублей, до 181,83 млрд. Дефицит вырос до 33,31 млрд рублей — это порядка 22% доходов. 

Согласно данным, которые Минфин предоставил по изменению бюджета 2025 года, Оренбургская область недосчиталась более 18 млрд рублей налога на прибыль, в основном от крупных предприятий нефтегазового и металлургического сектора. То есть, чтобы вы понимали, планировали собрать около 40 млрд рублей, а собрали только 22. Почти минус 40%. Хочется верить, что к концу года цифры немного выровняются, но в объективной реальности это маловероятно. Отсюда и все нововведения, которые касаются увеличения налогового бремени, и изменения в налоговый кодекс. В иной ситуации государство не пошло бы на столь непопулярные шаги.

Я всё равно по своей натуре больше оптимист. И я, конечно же, рассчитываю на лучшее и рассчитываю, что ситуация будет постепенно выправляться, улучшаться. Но ещё раз повторюсь, 2026 год точно будет непростым.