Оренбургский музей изобразительных искусств смог отреставрировать сразу два исторических полотна – «С красным светом» Лукиана Попова и «Колхозное стадо» Василия Яковлева. Обе эти работы культовые, их смело можно назвать золотым фондом музея.
За помощью – к реставраторам
«С красным светом» — это рефлексия о революции 1905 года. Академик Императорской Академии художеств Попов создал ее в 1910 году, пытаясь понять, почему интеллигенция так растерялась, получив желаемое.
«Колхозное стадо» — канонический послевоенный госзаказ, удостоенный Сталинской премии. Народный художник Василий Яковлев пишет это огромное полотно в 1948 году и изображает десятки откормленных, лоснящихся коров, идиллическую пастораль. Эта картина — как немое послание: мир наступил, и жизнь наладилась.



Обе работы уже в преклонных летах, постоянно экспонируются и нуждались в помощи реставраторов. Оренбургский музей ИЗО сумел привезти специалистов к нам в город и организовать работы без перевозок и дополнительной нагрузки на картины.
На помощь сокровищам оренбургского музея приехали эксперты столичного «Государственного исторического музея», художники-реставраторы Ирина Николаева и Максим Григоров. Несколько недель они буквально жили с полотнами, чтобы вылечить все возрастные хвори холстов.
Пыль, статическое электричество и собственный вес – что убивает искусство?
Картина «С красным светом» страдает от легкомыслия своего создателя. Она была написана… на другой картине. Так художники поступали из экономии, чтобы не выбрасывать холст, неудачную работу просто прятали под новую. Но большое количество краски с годами начинает расслаиваться, а картине уже 115 лет. Поэтому реставраторам пришлось с ювелирной точностью склеивать слои краски между собой, чтобы скрепить изображение.
Работа «Колхозное стадо» страдает из-за своих огромных размеров – 2,5 на 3 метра. Она буквально сползает с подрамника, деформируется под тяжестью собственного веса. Реставраторам пришлось перетягивать огромное полотно и восстанавливать края холста.



И обе работы стали жертвами статического электричества. Об этом мало кто знает, но картины притягивают пыль. Даже самые микроскопические ее частицы оседают на полотнах, закрепляются на краске, и с годами картины темнеют. Обеспыливание — процесс долгий и очень трудоемкий. Пыль удаляют небольшими ватными тампонами, смоченными в специальном химическом составе. Сантиметр за сантиметром по многу раз реставраторы проходят холст, и можно видеть, как картина светлеет на глазах и становится ярче.
Возвращение
Оба обновленных произведения искусства уже вернули на места в залы музея ИЗО. Они снова доступны для зрителей. А в музее не скрывают, как рады, что смогли организовать реставрацию. Спасение произведений искусства — сейчас сложный вопрос. В стране мало экспертов, не хватает специализированных центров, и такие работы — всегда дорогостоящая операция. По официальным данным в реставрации сейчас нуждаются 6,5 миллионов экспонатов по всей стране. Поэтому каждый масштабный проект по обновлению — действительно достижение для музея.
Текст и фото: пресс-служба Оренбургского областного музея ИЗО



