Оренбургский драматический театр готовится к большой премьере. Режиссёр театра Рифкат Исрафилов рассказал о новой интерпретации образа знаменитого литературного персонажа Дон Жуана (Дон Хуана). Интервью с режиссером опубликовано на сайте министерства культуры Оренбургской области.
Впервые «Дон Жуан» Жана-Батиста Мольера оренбургская драма поставила в 1998 году. Это была первая режиссёрская работа тогда ещё нового художественного руководителя Рифката Исрафилова. Спектакль шёл на оренбургской сцене 15 лет.
Новая постановка носит название «Тайная страсть сеньора Хуана». В литературную основу вошли произведение А.С. Пушкина «Каменный гость» и современная пьеса Л. Жуховицкого «Последняя женщина сеньора Хуана». Народный артист России Рифкат Исрафилов рассказал, что для него значит этот образ и почему он снова обращается к нему.
– Мне близка тема Дон Жуана именно в прочтении Мольера. Будучи студентом, я присутствовал на репетициях у Анатолия Васильевича Эфроса. Записывал все его указания артистам, конспектировал. Спустя годы мне удалось претворить на оренбургской сцене то, что открыл в режиссуре великий Мастер. Спектакль имел большой успех на различных фестивалях, — рассказал режиссёр.
Сегодня Рифката Исрафилова заинтересовало различие трактовки одного и того же образа. Он объединил в одном действе два разных взгляда: великого поэта XIX века и нашего современника. Сценическую версию спектакля создал профессор ВГИКа Айдар Закиров.
– Эта постановка – попытка через образ Дон Жуана исследовать глубокие философские и психологические аспекты. Герой предстаёт перед зрителями и молодым, и старым. Воспоминания Дон Жуана оживают, и на сцене появляется молодой Дон Хуан. Такое раздвоение личности помогает показать многогранную жизнь героя: от вспыхнувшей страсти до морального падения, от поиска любви до её разрушения, — отметил режиссёр.
По мнению Рифката Исрафилова, Дон Жуан — фигура трагическая. Герой хотел осчастливить женщин, освободить их от религиозных догм. Но тем самым он разрушал их жизнь, и спустя годы осознал, что всё делал зря.
— Дон Жуан не смог подарить женщинам счастье и свободу. В этом и есть трагедия человеческой личности — в разрыве между мечтой и реальностью. Главный герой уходит в одиночество, тем самым признаёт поражение своей идеи. В конце его настигает небесная кара, — отметил он.
Фото: министерство культуры Оренбургской области



