Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту




Работать на себя: как режим самозанятости изменит экономику Оренбургской области

Колонка главного редактора

Коронакризис жестко ударил по кошелькам россиян. В ситуации, когда многие компании по-прежнему закрыты или работают частично, многие начали работать на себя. Но происходит это зачастую в «сером» секторе экономики. Чтобы люди могли легализовать свои доходы, государство расширило возможность регистрации самозанятых на все регионы России. Они  теперь есть по всей стране, включая и Оренбургскую область. Соответствующий закон уже вступил в силу и на уровне региона.

Пару строк о том, что это такое. Быть самозанятым – это возможность вести бизнес, не регистрируя ИП или ООО. 10 минут на регистрацию в приложении, и человек из физического лица превращается в микропредприятие. Звучит как фантазия Айзека Азимова или новая книга Пелевина, но такие уж у нас нынче термины. В любом случае, как бы это все не называлось, определенные выгоды из этого получит не только налоговая инспекция, но и сами самозанятые.

Первое. Программисты и дизайнеры, журналисты и блогеры, мастера ногтевых дел и парикмахеры-одиночки, электрики и сантехники, рукодельницы и грузоперевозчики, рантье и фотографы – перечень профессий для самозанятых очень широк. Понятно, что у многих оренбуржцев, которые ранее работали в теневом секторе, получались достаточно большие доходы, спрятать которые было просто невозможно. Теперь их можно не прятать вообще. Налоговая база приемлемая: от 4 до 6 процентов.

Второе. Компании будут куда охотнее привлекать частные лица на подряды. Если раньше юрлицо, привлекая наемного работника по договору ГПХ, платило космический налог (близкий к налогу с трудового договора), то теперь обложение также будет минимальным. Таким образом, если раньше компании при заказе, например, услуг фотографа, нужно было либо искать «кэш из тумбочки», либо заключать договор ГПХ с большим налогом, то теперь достаточно просто подписать договор с самозанятым – по сути такой же, как договор с ИП.

Третье. Минимум волокиты. Декларацию никуда представлять не нужно, а весь учет доходов ведется в мобильном приложении. Никаких касс и терминалов, все чеки можно сформировать в приложении «Мой налог». Пенсионное страхование осуществляется в добровольном порядке, хочешь – плати взносы, не хочешь – не плати. Аналогично и социальная страховка: нужен стаж – плати, нет необходимости – оставляй деньги себе. Плюс – налоговый вычет в 10 000 рублей и «путинская» налоговая льгота.

Четвертое. В бюджете городов и районов области после лок-аута и коронакризиса появилась дыра. Федеральный центр покрывает большую ее часть, но часть доходов выпала безвозвратно. Что, в свою очередь, скажется на финансировании многих программ. Самозанятые своими налогами частично закроют эту дыру.

Да, у режима самозанятости есть и свои минусы. Вряд ли надомный мастер маникюра, который обслуживает пять клиентов в неделю, решит изменить свой налоговый статус – доходы низкие, смысла нет. Но для многих представителей так называемого «серого сектора» это действительно выгодная история: кому надо – тот зарегистрируется. И раз уж мы говорим о цифровизации и развитии IT, то для этой отрасли новый налоговый режим – настоящий шаг вперед: теперь развивать новые продукты и получать первые контракты можно без бумажной волокиты и «компаний-прокладок».

Игорь Комиссарчик









© Оренбург Медиа 2019

Top.Mail.Ru