Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту




Водолаз «ОренСпаса» собрал уникальный подводный дрон

Аква-корпус поискового отряда впервые использовал новое оборудование в ходе поисковой операции на Урале в Оренбурге.

В минувшем году работа на воде во время паводка и большое количество поисков на водоёмах, привели к развитию нового направления в отряде. Волонтёр «ОренСпаса» Дмитрий Мотылев (позывной Наглец) занимается развитием направления БПЛА. Он также является водолазом Аква-корпуса. Дмитрий смог объединить свой интерес к дронам и воде в поиске пропавших.

В начале нового года он представил итог своей работы за несколько месяцев. Это уникальный подводный дрон, который будет хорошим подспорьем для поисковиков.

Зачем водолазам подводные дроны?

— Первый раз идея создания подводного дрона пришла на поисках утонувшего ребёнка в Караванном. Нужно было осмотреть корягу, находившуюся на дне с сильным течением. У меня была с собой подводная камера, прикреплённая к пластиковой трубе. Мы пытались осмотреть корягу, но течение загибало трубу. Именно тогда возникла мысль: надо что-то сделать с креплением камеры. Я подумал, что было бы неплохо, если бы она управлялась, — рассказал «Оренбург Медиа» Дмитрий.

Окончательно мысль о необходимости нового оборудования оформилась, когда «ОренСпас» искал утонувшего ребёнка в Урале. Инцидент произошел в августе 2024. После паводка дно Урала очень сильно изменилось. У реки поменялось русло. Появилось много подводных ям, а на дне скопилось огромное количество коряг, арматуры и строительного мусора.

— Мы пробовали осматривать завалы подводной камерой, но её сносило течением. Груз не помогал, камера ложилась на дно или плыла. Видимость была нулевая. Тогда окончательно пришла мысль, что надо создавать управляемую подводную камеру для мест, где опасно погружаться водолазам, а с эхолотом ничего не видно, — вспоминает Дмитрий.

К концу лета водолаз Аква-корпуса приступил к разработке подводного дрона. Решение сделать собственное оборудование, а не купить готовое, было логичным: функционал коммерческих дронов заточен на «стоячую» воду. На сильном течении такие приборы сносит. Урал и Сакмара, на которых работают водолазы из Аква-корпуса, реки довольно быстрые, и стандартное оборудование использовать невозможно.

По словам Дмитрия, специального технического образования у него нет, ему просто интересна тема дронов и есть небольшое понимание того, как должен работать беспилотник.

— Когда проходил обучение в университете Иннополис, окончательно разобрался в принципах управления: из чего дроны состоят, как управляются, какие механизмы, какие приборы действуют, — отметил он.

Как собирали беспилотник

На создание беспилотника у команды «ОренСпаса» ушло около 4-х месяцев. Большую часть времени заняли заказ и доставка деталей. В создании поискового оборудования Дмитрию помогал его старший брат, который хорошо разбирается в электронике.

— Он в этом больше разбирается, именно в электронике — как что спаять, как настроить. Основной вопрос у нас был, можно ли подавать с пульта по проводу сигнал. У воздушных приборов они идут по радиоволнам. Опытным путём мы убедились, что можно — все работает. Основная идея моя, а брат помогал спаять, скрутить, настроить управление. Помогал мне и средний сын, ему 13 лет. Он отвечал за 3-D моделирование. Мы садились с ним, брали штангенциркуль. Я говорил, какая нужна деталь и с какими размерами. Сидели, вместе моделировали. У него это неплохо получается. Если бы не сын, наверное, этот дрон и не получился бы, — считает Дмитрий.

Рабочий беспилотник получился не сразу. Был первый вариант модели с двумя турбинами. Проведённые испытания показали его недостатки.

— Из-за того, что я плохо сделал корпус, вода попала внутрь, в «мозги», и он быстро вышел из строя. Мне было достаточно одного погружения с ним, чтобы я понял, что схема вполне рабочая, надо просто изменить конструкцию. Тогда уже окончательно пришёл к итоговому варианту, который сейчас есть, — пояснил Дмитрий.

Основанная функция такого дрона — осмотр труднодоступных мест на сильном течении. Он перемещается как вверх-вниз, так и влево-вправо, насколько позволяет скорость воды.

Первые успешные тесты

Волонтёры «ОренСпаса» опробовали новый подводный дрон в деле. Они продолжают искать утонувшего этим летом мальчика.

Накануне, 13 января, волонтёры при помощи подводного дрона осмотрели участок акватории Урала у старого водозабора, который не получилось проверить летом и осенью из-за мутной воды и глубины. 

— В деле испытали дрон. Условия непростые. Было довольно прохладно и тонкий лёд, на том месте, где его надо было запускать. Ребятам приходилось на лестнице подползать к краю, чтобы запустить оборудование. Там довольно сильное течение, коряги на дне, камни — очень сложно. Но что смогли осмотрели. Первый опыт показал, что способ вполне рабочий. Нужны небольшие доработки и вполне можно работать. Если задумываться о третей модели, уже есть мысли, что заменить, чтобы был он более совершенным, — поделился Дмитрий Мотылев.

Напомним, Дмитрий и Евгения Мотылевы были героями нового выпуска подкаста «Найти живым». Евгения — позывной «Стрелка» и Дмитрий — «Наглец» воспитывают троих детей, но это не мешает им активно заниматься поисковой деятельностью. Послушать подкаст можно по ссылке.









© Оренбург Медиа 2019

Top.Mail.Ru