Актуальную для настоящих и будущих владельцев индивидуального жилья тему подняли на встрече представителей СМИ и специалистов в сфере строительства и продажи недвижимости. Инициаторами проведения круглого стола выступили именно журналисты. Эксперты откликнулись на приглашение.
На встрече обсуждали последствия паводка для рынка недвижимости и перспективы развития строительства индивидуального жилья в Оренбурге. Если кратко, то изменений много, а прогнозы не самые радужные.
Запросы и цены
В целом, после того как весенний паводок в Оренбуржье потопил целые жилые массивы, желающих перебраться из квартиры в собственный дом заметно меньше не стало. Изменился географический вектор – покупатели приходят к риэлторам и застройщикам с общим требованием – «не в зоне подтопления».
— Если раньше самыми популярными запросами были районы Ивановки, Приуралья и Зари, то теперь оренбуржцы предпочитают Весенний-3, Марьино, а также Соловьевку, Ростошинские пруды и близлежащие СНТ. Популярна сторона Южного Урала, в частности, Приютово, — рассказала риэлтор Анна Посысаева.
Закономерно сказался паводок и на стоимости индивидуального жилья. Если до половодья дома, например, в СНТ «Заря» продавали по 50 тысяч рублей за квадратный метр, то сейчас стоимость не выше 40 тысяч. А вот в массивах, куда паводок не добрался, напротив, цены ощутимо выросли.
Где теперь строить?
Застройщики также вынуждены подстраиваться под новые реалии. К выбору участков подходят более осторожно, а заказчикам настоятельно рекомендуют учитывать риски.
— Последние два года в документах купли-продажи земельных участков делается пометка, в случае, когда объект находится в зоне подтопления. В момент продажи уже готового дома этот нюанс может потеряться, — рассказывает застройщик Сергей Томин.
Тем же, кто рискует строиться в пойме, эксперт советует не пренебрегать нормами. Особенно при заливке фундамента. Его необходимо углублять на 1,7-1,8 метра – на глубину промерзания почвы. Также есть технология возведения домов на сваях.
В части перспектив индивидуального жилого строительства Сергей Томин называет модель коттеджных поселков по типу «Экодолья». Их преимущество в наличии собственной инфраструктуры и качественной застройке.
— Сегодня рынок ИЖС (индивидуального жилищного строительства) в Оренбурге и пригороде довольно стихийный. По соседству могут находиться и «дворцы» и дачные домики, а следом еще участок, который сдают на выходные любителям шашлыков. В итоге получаются довольно токсичные жилые массивы. Рынок однозначно необходимо систематизировать. Только это поможет восстановить и оздоровить ситуацию, — уверен эксперт.
Новые границы
Архитектор Георгий Проскурин уверен, что минувший паводок стал отрезвляющим для многих сфер. В том числе и градостроительства. Исторический потоп, по его мнению, необходимо отразить в Генплане Оренбурга, который не без скандала приняли в прошлом году.
— Данные нужно обновить и, исходя и них, скорректировать зону подтопления в Генплане. Ведь запланированная застройка в новых районах может потребовать дополнительные защитные сооружения и инженерные коммуникации – ливневки, дамбы, а они предусмотрены не везде. В том же «Молодом Оренбурге» в документах ливневой канализации нет. И куда пойдет весной вода оттуда? В новую детскую больницу или школу? – недоумевает Георгий Проскурин.
Он также напомнил, что после серьезного паводка 1942 года вплоть до 70-х годов действовал запрет на застройку пойменной зоны. Сейчас его нет. Однако, он вполне может появиться.
Так, прокурор Оренбургской области Руслан Медведев в июле текущего года внес на рассмотрение в областной парламент законопроект о подобном ограничении. Он предлагает запретить в зоне подтопления капитальное строительство любых объектов, не обеспеченных инженерными сооружениями или методами защиты от паводка. Речь идет не только о многоквартирных и индивидуальных жилых домах, но и о дачах, хозпостройках, объектах производственного и социального назначения.
После паводка…
Эксперты утверждают, что по опросам пострадавших от паводка, большинство предпочли остаться в своих некогда подтопленных домах. Многие из них ждут весну, чтобы приступить к строительству или ремонту. Есть и те, кто, получив приличную компенсацию, принял решение переехать в другой город, в том числе в Москву и Санкт-Петербург. Но их немного.
В целом, риэлторы и застройщики уверены, что в ближайшие пять лет рынок индивидуального жилищного строительства «придет в себя» и подстроится под новые условия.
фото: Яна Вежлева