Мы долго подбирались к этой теме, частично складывая как в единое целое огромный пазл проблемных вопросов. Из небольшой помойки в пригороде Оренбурга за несколько лет разрослась огромная мусорная свалка. Несанкционированный Нежинский полигон сегодня – прямая угроза авиаперелетам. Мусорные «очаги» свалки находятся всего в трех километрах от взлетно-посадочной полосы оренбургского аэропорта. Это, пожалуй, все, что нужно знать надзорным и контролирующим органам, чтобы начать действовать, но…
Помои под глиссадой
Эта вонючая история произрастает корнями в десятилетие. Причастны к ней, пожалуй, все жители окрестных поселков. Так или иначе бытовые отходы и мусор свозились сюда повсеместно. Несмотря на видимый статус «несанкционированного полигона», таблички «запрещено» и пугающие надписи о скотомогильниках, сюда продолжают свозить груды мусора ежедневно.
Вот так сегодня выглядит свалка. Очаги мусорных нарывов всего в 2-3 километрах от Нежинского шоссе, трассы Оренбург-Орск, международного аэропорта. Они хаотично разбросаны на огромной территории.
Оренбуржец Владимир Косилов зафиксировал близость мусорного полигона к территории аэропорта. Молодой человек часто летает, и стоило только посмотреть из окна иллюминатора вниз… Вопрос не давал покоя. Разобраться в нем помогло законодательство и карты Google.
Свалка способствует массовому скоплению птиц, что создает угрозу авиационного инцидента для воздушного судна. Несанкционированный полигон мусорных отходов в Нежинке расположен с грубейшими нарушениями норм законодательства по расстояниям до объектов аэропорта – фактически всего около 3 км до торца взлетно-посадочной полосы, и менее 1 км (!) до глиссады — траектории снижения воздушного судна, на которой существует непосредственная высокая опасность столкновения с птицей. Кроме того, неоднократно фиксируемые регулярные возгорания и задымления данной свалки также создают угрозу безопасности самолетам аэропорта. Отдельные очаги мусора находятся прямо под глиссадой.
Владимир написал обращение в областную прокуратуру, его перенаправили коллегам из природоохранного надзорного ведомства. Еще одно письмо он отправил врио губернатора Оренбургской области Денису Паслеру, и последний запрос, который должен был прояснить ситуацию, — в международный аэропорт «Оренбург». Ответ не заставил себя долго ждать.
Согласно действующим нормативно-правовым актам (Пункт 59 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ), запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов — до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.
Будни ассенизатора
Свалка уже занимает огромную территорию, но несмотря на это, судя по спутниковым снимкам и визуальным наблюдениям, появляются все новые площадки для отходов. Фактически, мусор бесконтрольно разбрасывается под глиссадой и в окрестностях на подъездных путях к помойке. Видя бездействие чиновников, местное население или оператор полигона сваливает мусор сразу, только съезжают с видимой части дороги.
Чтобы в этом убедиться, мы провели пару часов в районе полигона. Вечером к нему потянулись ассенизаторские машины.
Диалог с водителем, который привез почти 10 кубометров зловонной жижи, получился жизненным. Публикуем, как есть:
— А у вас разрешение на слив сюда отходов есть?
— Какое еще разрешение? Нет (улыбается). Я частник.
— Но это же несанкционированная свалка, вы же понимаете, что придется отвечать?
— Да и что мне за это? Штраф 1500 рублей. Ну хорошо попался раз, два в месяц. А что делать-то? Куда везти? Вот вы вопросы задаете, а поинтересуйтесь, куда нам деваться? Здесь все окрестные поселки – Нежинка, Боевой и везде проблема с отходами. В Ивановку везти далеко и дорого.
— А дорого это сколько?
— Так за выгребную яму тариф – 1000 рублей, а начнем возить на санкционированные очистные – будет 3000 рублей. Это в поселке Ивановка и 9 января. Но сами местные от такого тарифа взвоют. Было уже. Вернулись снова сюда. Замолчали, притихли. Невыгодно потому что переплачивать. Свой полигон нужен и свои очистные, да нет их, как и денег нет.
— И как часто вы сюда приезжаете?
— Да по наполняемости. Бывает раз в день, бывает и чаще. Нас три автомобиля колесят в этом районе. Даже пожары на свалке тушить нас зовут.
— ???
— Да, звонят, говорят, приезжайте, когда свалка горит или тлеет. У пожарного автомобиля тут емкость – три кубометра, а у КАМАЗа ассенизаторского 10. Заливаем как можем.
Тут должна повиснуть мхатовская пауза, потому что сказать в ответ на услышанное нечего. Прощаемся.
Кто ответит за птицу в двигателе?
О том, что местные жители в большинстве молчат о мусорном коллапсе в пригороде, нетрудно понять из мониторига СМИ. Лишь изредка появляются сообщения об испорченном воздухе и возгораниях на свалке (преимущественно летом). Нет несанкционированного полигона и на карте свалок проекта ОНФ «Генеральная уборка». Иначе чем еще объяснить такое бездействие и халатность местной власти. Нежинский сельсовет? Администрация Оренбургского района? Депутаты? Чиновники? Где все?
Судебная практика других регионов России показывает, что с хаотичными мусорными полигонами можно и нужно бороться. Так, в августе 2017 года Заволжский районный суд Ульяновска рассмотрел иск Ульяновского транспортного прокурора к ООО «УК Экостандарт». Мусорная свалка находилась в 3,8 км юго-западнее поселка Колхозный, на расстоянии менее 17 км от контрольной точки аэродрома «Белый Ключ» в полосе воздушного подхода аэродрома. Тогда ситуацию решили законодательно, подтвердив все нормы и согласовав с аэродромом.
В апреле прошлого года Ханты-Мансийский суд постановил провести рекультивацию земельного участка, на котором располагается Сургутский полигон твердых бытовых отходов. Иск к муниципальному учреждению «СКЦ Природа» предъявила транспортная прокуратура города, к которой обратились экологи. Дело в том, что полигон расположен вблизи аэропорта. Эксперты говорили о том, что скопление мусора около воздушной гавани также может привести к авиакатастрофе — живущие на свалке птицы становятся реальной угрозой для самолетов. Уже было зафиксировано несколько случаев столкновения птиц и воздушных судов. В бюджете города появилась целая программа, рассчитанная до 2021 года. На рекультивацию запланировали потратить 165 миллионов рублей.
А что у нас?
У нас пока только вопросы к контролирующим и надзорным ведомствам. Мы зададим их публично и будем ждать ответов. Запросы от «Оренбург Медиа» получат сегодня администрация Нежинского сельсовета, администрация Оренбургского района, транспортная и природоохранная прокуратура, региональный Росприроднадзор и региональное отделение ОНФ.
— Согласована ли документально с правительством области/муниципалитетом/сельсоветом и руководством аэропорта локация данной свалки?
— Готовы ли Нежинский сельсовет, администрация района, транспортная прокуратура или областное правительство нести ответственность за этот полигон ТБО в случае авиационного инцидента/катастрофы?
Если произойдет авиационный инцидент/происшествие, с момента этого обращения, как минимум, у официальных лиц, ответственных за данную сферу, не будет никаких законных оснований ссылаться на незнание проблемы и отсутствие на нее официальной претензии/жалобы с указанием конкретных причин опасности и незаконности свалки, расположенной с грубейшим нарушением норм расстояния до аэропорта.