Глава Оренбурга Сергей Салмин 6 июня выступит перед депутатами Горсовета с отчетом за 2023 год. Ситуация уникальная: мэр, по сути, зачитает «официальный ностальгический документ»: в отчете есть набережная Урала, муниципальные службы не разбирают завалы, а жителям не надо сносить утонувшие дома.
В 2024 году отчеты за прошлый год читают позже обычного. Причина — в затянувшемся решении губернаторского вопроса: Денис Паслер выступает с отчетом 6 июня, после того, как его второй срок на посту главы региона одобрил Владимир Путин. Мэр всегда читает отчет позже губернатора. Правило субординации соблюдено и в этот раз, пусть разрыв составляет всего несколько часов.
Отчет за 2023 год, в отличие от итогов 2022, отличается радикально. Здесь нет сорванных или резко подорожавших из-за санкций проектов, нет замороженных или закрывшихся предприятий. Единственная финансовая проблема — небольшой разрыв в бюджете из-за федеральной налоговой реформы, но и тот по большей части будет покрыт в 2024 году.
2023 год хоть и обнажил множество проблем — от кадрового кризиса до несоответствия муниципальных предприятий объему работы, от транспортных проблем до бродячих собак — по сравнению с 2024 был практически идеальным. Он — словно ностальгическое воспоминание о былом. Когда в 2023-м году оренбуржцы возмущались поздним высадке цветов, покосу травы и дорожной разметке, никто не знал, что в 2024-м это случится еще позже (а где-то не случилось до сих пор): коммунальные службы до сих пор разбирают последствия паводка.
Сегодня перед Оренбургом стоят совершенно другие проблемы: более 6500 домов затопило, счет прямо или косвенно пострадавших идет на десятки тысяч. Счет потерям — на миллиарды, и это еще без выплат на капремонт или строительство нового жилья, без колоссальных инфраструктурных затрат — только первичные компенсации за имущество и нахождение в зоне ЧС.
Да, 90% расходов покроют областной и федеральный бюджет. Более того, Оренбург фактически пока не остановил ни одну программу развития и благоустройства. Но пока что лучше не становится: черный апрель превратился в холодный май, а тот — в туманный июнь. Многие проблемы 2023 года актуальны и сейчас: автобусы, дороги, маршруты, ливневки… Некоторые паводок усугубил — мусор, бездомные животные, коммунальная инфраструктура.
Вопросы развития есть в отчете 2023 года. Там же есть и ответы на них. Но в Кузнечном, СМУ, Пристанционном, Ситцовке, Краснохолме, Плесе, Дубках, Овчинном городке, Бердах, Соболевой горе, Подмаячном развитие в 2024 году означает «вернуть все хотя бы как было». Ущерб от паводка колоссален, и вернуть все назад будет как минимум крайне трудозатратно, если вообще возможно. Вопросы есть и микрорайонов многоэтажной застройки. Это Уральская, Донковцева, Гранд Парк. Что дальше?
Конечно, вопросы депутатов проложат мостик и в текущие реалии. Спросят и о комиссиях, и об ущербе, и о компенсациях, и о восстановлении. Однако легкое ощущение сюрреализма, вероятно, оставят оба отчета: и мэрский, и губернаторский. Цитата персонажа Леонардо Ди Каприо из фильма «Не смотрите наверх!» — «…у нас ведь, по сути все было…» не выходит из головы.