На фоне рекордного паводка в Оренбургской области многие жители региона задаются вопросом – почему это произошло и можно ли было предугадать столь масштабный разлив этой весной. Редакция «Оренбург Медиа» обратилась за разъяснениями к эксперту в области гидрогеологии.
Заведующий кафедрой геологии, геодезии и кадастра ОГУ, доктор географических наук Вадим Петрищев уверен, что к реке Урал нужно относиться иначе. Для нее такие разливы вполне укладываются в рамки нормы. В этом году сошлись сразу несколько факторов, в первую очередь микроклиматических, которые буквально вылились в серьезные последствия.
«Зима была интересная»
По словам эксперта, в этом году на паводок повлияли климатические условия, а именно – резкие температурные перепады зимой и в начале весны.
— Зима была интересная – в декабре снега не было, а потом резко выпали осадки и вытаивание. Если помните, в декабре было очень холодно, потом резко потеплело и произошло вытаивание грунта, потом снова снижение температуры. Из-за этого и образовался ледяной наст, который после потепления не пустил талую воду в землю, а направил ее в русло рек. Причем этот процесс произошел во всем нашем регионе в целом, — рассказывает Вадим Петрищев.
А далее в дело вмешался Каспийский циклон. Он настойчиво подогревал обстановку и провоцировал быстрое таяние снега, которого накопилось немало.
Непредсказуемое половодье
Накануне половодья специалисты предупреждали о том, что паводок в Оренбуржье будет непростым. К слову, подобные заявления в регионе делают практически каждую весну. Но о таком масштабе не подозревали даже специалисты.
— Нынешний паводок, скорее всего, было невозможно предсказать. Он выходит за рамки предсказуемости. Но для области необходима модель, которая бы показывала режимы изменения параметров в долине реки Урал. Эту модель вполне можно построить. Она даже существовала ранее, — заявил эксперт ОГУ.
Так в 2005-2007 году за счет грантов ученые Оренбурга проводили исследования в отношении ландшафтно-гидрологических связей. Их итогом были в том числе карты прогноза зон подтопления.
— На мой взгляд, эту работу необходимо продолжать. Урал коварен. В конце 90-х годов такие же опасные разливы были. Просто немногие помнят, как в 98-м году плыли дачи по Уралу. В целом 23-26 лет для этой реки как раз период ее развития. Это цикл. Это степная река, для них это норма, — поясняет Вадим Петрищев.
Красные линии
С научной точки зрения, минимизировать последствия паводков можно в том числе с помощью точных прогнозов. По мнению доктора географических наук, на уровне региона необходимо создать комитет, который бы занимался решением данной проблемы. Он должен включать всех заинтересованных лиц и должен начинать активную фазу работы уже с января по февраль каждого года.
Еще одна важная работа – информирование населения. Люди должны знать о рисках.
— Необходимо точно зафиксировать красную линию для высоких половодий. Считаю, что такие карты с красными линиями должны быть в открытом публичном доступе. Это нужно, когда, как вариант, вы что-то приобретаете – дачу или дом. Люди должны четко знать, находится ли объект за линией. Любой собственник должен быть уведомлен, — настаивает эксперт.
«Старый город Орска нужно расселять»
Из-за особенностей долины Урала и рельефа больше всего от паводка в Оренбуржье страдают территории, находящиеся по левую сторону реки. В их числе и Орск. Там долина Урала довольно коварна – она имеет узкий участок, который препятствует прохождению воды.
— Конечно Орск – один из самых проблематичных городов в целом. Там однозначно надо было и дамбу делать выше, и бетонная основа должна быть. Мое мнение – людей в Старом городе надо расселять — это опасная территория, — резюмировал ученый.
Последствия паводка
Столь сильный разлив оставит после себя мощные следы. Большая вода найдет себе место в том числе под землей. Кроме эрозии почвы и оползней ученые предупреждают о пополнении горизонта грунтовых вод.
— Не хочу давать прогноз до окончания половодья, но наверняка ожидается аномальное пополнение паводковыми водами горизонтов подземных вод. И здесь необходимо проводить оценку в отношении техногенных объектов, особенно автодорог. Не удивлюсь, если где-то начнут проваливаться грунты и произойдет смещение основания. Это в первую очередь касается дорог, проходящих рядом с зонами разлива, — предупреждает Вадим Петрищев.