Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту




Никелевая Атлантида. Орский поселок ушел под воду за вечер

Шок после ночной эвакуации Старого города в Орске, к сожалению, оказался далеко не последним. Территория подтопления за сутки расширилась в несколько раз. Микрорайоны и поселки крупнейшего города восточного Оренбуржья уходят под воду.

Как ранее писал «Оренбург Медиа», по данным на 19.00 6 апреля, в Орске эвакуирован 1121 человек, в том числе 331 ребенок. В пунктах временного размещения находятся 283 человека, из которых 77 — дети. Подтопленными остаются 2450 домов и 3185 придомовых территорий. Накануне в Орске из-за прорыва дамбы эвакуировали Старый город. Из зоны подтопления уехали несколько сотен жителей, был затоплен целый микрорайон.

Никель — поселок только по историческому названию. В реальности он давно сросся с городом. В микрорайоне есть как кварталы с «хрущевками», так и старые бараки. Некоторые давно расселены, а где-то до сих пор горит свет в 1-2 квартирах.

Эвакуацию на Никеле объявили еще утром. Дамба, построенные в районе Урала, начала протекать и переливаться: уровень реки превысил параметры, на которые рассчитана система, почти вдвое.

Новая протечка сначала была совсем небольшой. Вода медленно собиралась у пустыря рядом с дамбой перед улицей Борисоглебской. Там с утра также была объявлена эвакуация, однако люди уезжать не спешили.

Как рассказали «Оренбург Медиа» дежурившие на Борисоглебской полицейские и спасатели, местные жители не верили, что Урал дойдет до домов. В действительности днем все выглядело не так катастрофично: вода прибывала тонким ручейком и заполняла овраг.

— Сюда еще придет, к ночи. Не факт что сильно затопит дома, но до жилых кварталов дойдет точно, — предположил сотрудник МЧС, с которым мы беседовали около нового озера в конце улицы.

Спасателям в моменты, когда течь уже есть, а эвакуация еще не началась, приходится побыть «немного гидрологами и прогнозистами» — прямо как журналистам, которые полтора года были вирусологами. Понять, как и куда пойдет вода, с ходу непросто, досконального знания рельефа местности нет ни у кого. Профильных специалистов по паводкам и подтоплениям меньше, чем нужно для ликвидации масштабного стихийного бедствия. Тем не менее, план на эвакуацию оказался на 100% точным.

Около 21:00 стала поступать информация о новом прорыве дамбы (некоторые специалисты говорят, что это был перелив, некоторые — что часть дамбы размыло за день, в МЧС использовали термин «порыв»). Суть не в терминах: вода быстро начала топить улицы Борисоглебскую и Олеко Дундича. Людей эвакуировали. Параллельно началась экстренная эвакуация и на Никеле вдоль проспекта.

Уже в 21:30 улицы были залиты водой до лесополосы, перетекающей в парк у проспекта Никельщиков. В 22:00 там можно было передвигаться только на лодке или спецтехнике.

Картина апокалиптическая: по дороге среди лесополосы идут волны. Использование плавсредств в такой обстановке — затруднительно.

Ситуацию осложняет отсутствие освещения. Накануне, в Старом городе, с этим было проще. Здесь между проспектом Никельщиков и затопленными улицами — лесополоса без освещения. Спасают фонари и яркие фары спецмашин.

Рядом постепенно подтапливало парк. Вода быстро заполнила его овражные и ложбинные части, подобравшись к лестнице, которая ведет на проспект Никельщиков. За лестницей — эвакопункт. Пожарные машины, автобусы, автомобили волонтеров.

Вокруг — три вида сирен: на здании Центра гражданской защиты (символично), на машинах пожарных — иногда отдельно, иногда с громкоговорителями. А еще есть полицейские сирены и спецсигналы.

Вокруг — жители Никеля. Накануне поток с дамбы шел в другую сторону — к Старому городу. В то, что подтопит и другие кварталы, не верил никто. О том, что вечерняя эвакуация — срочная, жители поняли не сразу.

— Эта ситуация повторяет 1957 год. Тогда было наводнение, и Никель затопило. Только тогда не было дамбы. Сейчас все идет примерно по тому же сценарию. Но проспект сильно затопить не должно: вода может уйти влево, через ложбины, к озеру, — рассказывает волонтер Алексей. Он — местный житель, вызвавшийся на помощь спасателям.

Около лагеря эвакуации собираются мобильные бригады МЧС. Спасатели одевают водонепроницаемые костюмы и идут в зону затопления. С каждым разом идти все меньше: вода прибывает. Это видно, когда стоишь на краю: сантиметр за сантиметром.

Работами на месте руководил глава ГУ МЧС по Оренбургской области Александр Зенов. Помимо оренбуржцев, на Никеле работали пермские и подмосковные спасатели. Они работали не только в зоне подтопления: приходилось идти в кварталы и уговаривать людей уехать.

Еще полчаса — и начинает моргать электричество. Затем снова сирены и объявление: волонтерам — убирать машины с проспекта, идет вода. Она к тому времени в 10 метрах от проспекта со стороны парка, и в 50 — со стороны лесополосы.

Ближе к часу ночи вода доходит до Центра гражданской защиты. Эвакуация к тому времени почти завершена. Ее провели даже в хрущевках: оттуда увезли пенсионеров и одиноких стариков.

Около двух часов ночи вода добирается до площади Гагарина. Там весь день стоял эвакопункт. Рядом — автовокзал. За Старым городом топит улицу Крайнюю. В шестом микрорайоне тоже начинается потоп. Моросивший весь вечер дождь перестает моросить — чтобы пойти по-настоящему. Старый город вторые сутки по пояс (а местами — и по шею) в воде, а Никель, словно Атлантида, медленно уходит под воду. Темпы спуска на Ириклинском водохранилище не снижаются. Орск с опаской ждет утра.









© Оренбург Медиа 2019

Top.Mail.Ru