Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту




Самая черная ночь Старого города: что произошло в Орске после прорыва дамбы?

Паводок 2024 года в Оренбургской области – сильнейший за последние несколько десятков лет. Сложная ситуация наблюдалась почти во всех территориях области, включая Орск: здесь уже несколько дней топило пригородные поселки. Однако ситуация с прорывом дамбы привела к эвакуации нескольких тысяч человек из зоны подтопления за один вечер.

С каждым часом все хуже

Первые сообщения о проблемах на дамбе поступили вечером. Тогда мэрия призвала готовиться к эвакуации жителей нескольких улиц.  Вскоре в части Орска отключили газ. После подтопления поселка Первомайский, угрозы прихода большой воды в поселки Никельщиков и Строитель подача газа в жилые дома прекратилась. Газоснабжение также было ограничено в домах Рабочего поселка №1 (объездная Гагарина—Зеленхоз) и Рабочего поселка №2 (остановка школа №6 за железной дорогой).

Незадолго до прорыва Орске введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера. С дамбой он связан не был: подтопило несколько пригородных поселков. Вдобавок к этому власти тревожило Ириклинское водохранилище, резко увеличившее сброс: рекордные цифры по спуску воды прогремели утром на всю область. За час до первых сообщений об аварии на дамбе стало известно, что в город прилетели губернатор Денис Паслер и глава регионального ГУ МЧС Александр Зенов. Вскоре в Орск прибыл и замглавы МЧС России Илья Денисов.

В городе взвыли сирены. начала эвакуироваться призвали жителей улиц Гагарина, Строителей и Докучаева. Потом – весь Старый город. В Орске к тому моменту работали шесть пунктов временного размещения. Туда начали курсировать автобусы.

До последней минуты о прорыве дамбы речи не шло. Там пытались засыпать бутом две протечки, вода из которых заполняла овраг. Но эвакуация к тому времени уже началась.

Северный потоп                                                                                               

Строительство дамбы в Орске завершили более 2013 лет назад. Ее построили, чтобы защитить Старый город и несколько поселков от наводнений во время разлива Урала, талых и паводковых вод. О том, что сооружение далеко не идеально, местные СМИ писали не раз, говорили об этом и сами политики.

Несмотря на «уязвимые», по словам экс-мэра Виктора Франца, места, дамба выдержала несколько паводков. Однако в 2024 году спуск с Ириклинского водохранилища оказался существенно выше, чем в прошлые годы. 2,1 тысячи кубометров в секунду – рекорд последних десятилетий.

Огромный поток воды пошел на Орск с Севера, где расположено Ириклинское водохранилище. Дамба не выдержала. Прорыв произошел в момент, когда прохудившиеся места пытались засыпать бутом.

Вода стремительным потоком хлынула в овраг. Это попало в объективы камер очевидцев. Это произошло около 22:30. После прорыва скорость подтопления территории резко возросла. Пропорционально ей возросла и скорость эвакуации.

Прорыв не застопорил, а напротив, интенсифицировал работы на дамбе. К месту прорыва была направлена дополнительная техника: к полуночи там работали 33 самосвала с засыпным материалом и 5 фронтальных погрузчиков. Мэр Василий Козупица заявил, что власти делают все возможное для скорейшей ликвидации аварии. В МЧС пояснили, что повреждена оказалась земляная насыпная дамба.

— Небольшой порыв сейчас устраняется фронтальными погрузчиками и большегрузами, которые завозят туда грунт. Всего работает 33 большегруза и 5 фронтальных погрузчиков. Техника в непрерывном режиме засыпает место порыва, — уточнил руководитель пресс-службы ГУ МЧС России по Оренбургской области Александр Ситников

Черная ночь Старого города

Старый город — микрорайон с немного «алладиновским» названием действительно чем-то напоминает Персию из детских сказок: кирпичные стены, старые дома, местами – узкие улицы. И, как в арабских сказках, на Старый город спустилась черная ночь. В зону подтопления попали более 4 тысяч домов, где живут порядка 11 тысяч жителей.

Уже к полуночи сотрудники МЧС и полицейские прошли почти каждый дом. Из Старого города в Новый город и другие микрорайоны ехал караван машин и автобусов. Администрация организовала несколько эвакопунктов, в том числе более 20 автобусов ждали орчан на улице Орджоникидзе.

— Это самое высокое место Старого города. Сюда вода дойдет в последнюю очередь – объясняет таксист Александр. Попасть в Старый город после аварии было сложно: движение по мосту в Старый город было затруднено потоком машин, спецтехникой и зеваками, которые снимали с моста подъем уровня воды.

Ехать решались не все водители, но Александр хорошо знает микрорайон. Он живет в Орске более 50 лет, но аналогичных по масштабу ЧП не помнит.

— Были наводнения, паводок, но чтобы эвакуировали целый микрорайон? Не было такого, — говорит он.

Навстречу нам едет настоящий караван: легковые автомобили, автобусы, патрульные машины. А сбоку от моста – большая вода. Уже спустя час после прорыва Урал подобрался к заезду на мост – буквально в паре метров. А вид сверху был еще более впечатляющим: такой большой воды здесь не видели давно.

— Сюда все сегодня едут воду смотреть. Удобнее всего Вон она, прямо за деревьями, — говорят мне трое молодых орчан.

На мосту, впрочем, смотрели не только на воду, но и на спецтехнику: отсюда на место ЧП поехал огромный транспортер. Здесь же можно было поймать попутку — в сторону Старого или Нового города.

Постучи в мою дверь

«Выходите» — кричат сотрудники МЧС в окна домов, сопровождая призывы стуком. К моменту нашего прибытия в Старый город здесь уже работали несколько сотен спасателей, полицейских, росгвардейцев, волонтеров, сотрудников администрации. Задача простая и одновременно чрезвычайно сложная: помочь эвакуироваться всем желающим и убедить уехать тех, кто хочет остаться.

Вторых было намного меньше. Против их желания работал железный аргумент – прибывающая по улице Первого мая вода. Между въездом в зону бедствия и новообразовавшимся озером – два кордона полиции.

 — Тех, кто идет в отказ — мало. Большинство все понимает и едет. Мы хотим вывезти всех, — рассказал Оренбург Медиа сотрудник полиции.

Еще одна цель полицейских — не пускать в зону ЧП зевак. Их здесь прилично: многие едут посмотреть на большую воду и снять несколько кадров. Также задача силовиков — пресекать попытки мародерства.

Спасатели – на каждом шагу. Мобильные отряды распределяют задачи и идут в жилые кварталы. Они полностью экипированы. Одни надувают лодки, другие обходят дома. Здесь даже первый взгляд — более сотни сотрудников МЧС, в реальности их больше. Работа идет на всех улицах.

Ближе к полуночи «суеты» стало меньше: эвакуировались почти все, кто хотел уехать (включая тех, кто не хотел сначала, но решился потом – глядя на прибывающее озеро и в глаза суровым сотрудникам МЧС и полиции). Дороги, раскисшие к вечеру от грязи и спецтехники, почти опустели. Проезд и парковка местами были затруднены и без большого потопа – здесь еще не все просохло после снега и талых вод, да еще и тяжелая спецтехника.

Примерно в это же время завершилось заседание штаба. Губернатор Денис Паслер назвал причину инцидента – дамба не выдержала нагрузки.

— В Орске сегодня сосредоточены все необходимые силы, чтобы оказать помощь людям и справиться с последствиями паводка. Жизнь и здоровье жителей —  самое главное. Работы по восстановлению поврежденных участков дамбы  ведутся в оперативном режиме — завезен необходимый материал, на месте работают бригады и техника. Дамба впервые была под такой нагрузкой, — сказал он.

Сроков ликвидации аварии, впрочем, публично пока не называют. Ближе к двум часам ночи энергетики заявили, что ограничат подачу электричества в Старом городе. В случае повышения паводковых вод до критического уровня, энергетики в целях безопасности будут  временно отключать  подтапливаемые электросетевые объекты.

По состоянию на 3:30 6 августа эвакуированы (или эвакуировались самостоятельно) несколько тысяч человек. В пунктах временного размещения остались 135 орчан, в том числе 55 детей. Группировку МЧС усилили. Всего на месте работают порядка 440 специалистов и 217 единиц техники, в том числе 30 плавсредств и высокопроходимый плавающий транспортер. Работы по ликвидации ЧП – эвакуации, заделыванию бреши на дамбе, решению инженерных и инфраструктурных проблем — будут длиться еще долго.

Не ждите, уезжайте!

Увы, не Орском единым. Через час после прорыва дамбы с обращением к жителям прибрежных районов выступил глава Оренбурга Сергей Салмин. Город накрыло очередной волной паводка. Теперь к эвакуации призвали не только жителей СНТ, но и многих городских районов. В зону подтопления попали районы Форштадт, поселки Кузнечный, Ситцовка, Пристанционный, Заречный, Подмаячный, Солнечный, Овчинный городок и поселок имени Куйбышева. А также СНТ, находящиеся в районе поселка им. Куйбышева, Протопоповской рощи, Зауральной рощи, Овчинного городка, СНТ Дубки и Дубовый плес.

— Я призываю вас, уезжайте к родным или знакомым, в пункты временного размещения… Не ждите, когда ситуация станет угрожающей, уезжайте. Эвакуироваться нужно как можно быстрее, — сказал мэр Оренбурга.

Ситуацию глава города назвал критической. Только за сутки уровень воды в Урале увеличился на 91 см — до 778 см. Подтопило более 300 домов. А до этого вода прошлась по Оренбургскому району по обе стороны Урала: от СНТ Нежинки и Жилгородка до Приуралья и СНТ «Ивановское» и «Заря».

Сложная ситуация и в других населенных пунктах. По-прежнему не снят режим ЧС в Акбулаке. В Сорочинске мэрия рекомендовала жителям нескольких улиц подготовиться к возможной эвакуации. Днем режим ЧС ввели в Бузулуке.

Ириклинское водохранилище сбрасывало воду в рекордных объемах всего сутки. Сброс продолжается – это единственная возможность избежать бОльших проблем. И прогноза относительно того, сколько еще черных ночей ждет Оренбуржье в апреле, нет. Благо, пока что — без пострадавших, если не считать имущественных потерь.









© Оренбург Медиа 2019

Top.Mail.Ru