Оренбургская область – один из немногих регионов России, где базируются сразу две ТОСЭР – Новотроицк и Ясный. Территория опережающего социально-экономического развития в Ясном за 4 года привлекла около миллиарда инвестиций и позволила создать порядка тысячи рабочих мест.
Главная цель ТОСЭР – снизить зависимость городского рынка труда от градообразующего предприятия. Но Ясный – город маленький, здесь все тесно взаимосвязано, и ТОСЭР – логичное продолжение «Оренбургских минералов». И в тоже время каждое предприятие – самостоятельная единица. Как это работает?
Диверсификация по-ясненски
Территория опережающего социально-экономического развития появилась в Ясном в 2019 году. Компании, реализующие инвестиционные проекты в качестве резидентов, на первые пять лет освобождаются от налогов на имущество и на прибыль организаций, для них снижен размер страховых взносов, а также есть возможность строительства инфраструктуры за счет бюджетных средств.
Сегодня в ясненской ТОСЭР 12 резидентов. В задекларированных планах – увеличить это число до 17 к 2028 году. Объем инвестиций должен вырасти также в полтора раза – до 1,5 миллиарда. Полной диверсификации в общепринятом смысле этого слова в таком уникальном городе, как Ясный, получиться не может, убежден гендиректор «Оренбургских минералов» Андрей Гольм.
— У системы ТОСЭР изначально две миссии: это ускоренное развитие территорий, «спасение утопающих». Спасать Ясный не надо: градообразующее предприятие – «Оренбургские минералы» — растет и развивается. Согласно действующему законодательству, юридически комбината в ТОСЭРЕ нет, он лишь предоставляет территорию предприятиям. Фактически, это индустриальный парк, хотя таковым и не является. Одни резиденты помогают комбинату увеличивать продажи. Они разрабатывают и выводят на рынок продукцию, которая так или иначе связана с деятельностью комбината. Вторая часть предприятий обеспечивает потребности комбината, но при этом работает и на других рынках.
Да, это не диверсификация в полном смысле этого слова, но все резиденты ТОСЭР вышли на рынки и работают самостоятельно. Компании расширяются, увеличивают оборот, — говорит Андрей Гольм.
Слова Гольма подтверждает ассортимент продукции ТОСЭР. Потребности «Оренбургских минералов» во взрывчатке и ремонтных базах для техники понятны, но текстильный завод, стройматериалы и многие другие линейки товаров говорят сами за себя: это все-таки диверсификация. Она решает еще одну важную экономическую задачу: добыча хризотила – это тонны отвалов и отходов. Пустить их в дело по максимуму – еще одна задача резидентов ТОСЭР.
От взрывчатки до вагона
В первый день экскурсии по Ясному нам показали подрыв породы на руднике. Для одного такого взрыва нужны тонны эмульсионной взрывчатки. Уже несколько лет производство взрывчатых веществ локализовано в пригороде Ясного. Их делают на предприятии ТОСЭР «ОММИКС». Сегодня компания обслуживает не только комбинат, но и поставляет «эмульсионку» клиентам по всей стране.
— Модернизация производства и совершенствование продукта помогли компании существенно расширить рынок сбыта, — говорит директор компании Роман Шишкин. Он подчеркнул, что совершенствование производства позволило предприятию транспортировать продукцию на дальние расстояния, что положительно отразится на обороте резидента.
Патронированные эмульсионные взрывчатые вещества, производимые на ООО «ОММИКС» чувствительны к детонатору. Это – реальная альтернатива тротиловым и пенталитовым шашкам. Предприятие также берет на подряд буровые и подрывные работы. Экономический эффект от работы предприятия очевиден: «ОММИКС» уже активно ищет сотрудников, а в перспективе штат предприятия превысит 130 рабочих мест.
Еще два предприятия, которые не только необходимы комбинату, но и обслуживают клиентов по всей страны – это ООО «Восток-СТС» и ООО «ПРОМОТОР». Первая обслуживает гигантские грузовики и экскаваторы, которые работают в руднике.
Одно только колесо такого гиганта весит несколько тонн. Но техникой комбината работа компании «Восток-СТС» не ограничивается, благодаря уникальной технической базе и кадровому составу предприятие выполняет сервисные работы по монструозным грузовикам для самых разных заказчиков.
ООО «ПРОМОТОР» — сервисная база по обслуживанию железнодорожной техники. Сегодня в цехах «ПРОМОТОР» можно встретить самые разные локомотивы и вагоны.
В перспективе предприятие планирует стать одним из крупнейших по ремонту техники железнодорожного транспорта на территории ПФО. Оба резидента – это многомиллионные обороты и десятки рабочих мест. На которые – как говорят не только здесь, но и в любом резиденте ТОСЭР – не хватает рабочих рук. Соответственно и зарплата приличная: кадры нужно привлекать, и не только из Ясного.
Как тебе такое, «Феррари»?
Протестировать продукцию ТОСЭР могут не только суровые машинисты и водители карьерных грузовиков, но и пилоты «Формулы-1». Точнее – уже проверили, на легендарном Сочи Автодроме. Здесь для дорожного покрытия применяется дорожная добавка «Хризопро». Ее производит резидент ТОСЭР – ООО «ОМ». На трассе, уложенной при помощи добавки из Ясного, брали подиумы легенды «Формулы-1» — Хэмилтон на «Мерседесе» и Феттель на «Феррари». На дорожное покрытие не жаловались.
Дорожная добавка придает особую прочность асфальту. Он менее подвержен влиянию солнца, погодных условий, антигололедной обработки. В России «Хризопро» применяли не только на автодромах, но и на таком знаковом объекте, как Крымский мост. Добавка «Хризопро» закупается некоторыми регионами России, ее активно используют в странах СНГ. В перспективе – продвинуть «Хризопро» на Ближний Восток, где дороги круглый год находятся под палящим солнцем.
ТОСЭР – это не только дорожная, но и строительная индустрия. ООО «Композит» — резидент ясненского ТОСЭР – производит инновационные гранулы минерально-полимерного композита.
Продукцию компании используют в строительстве, транспортном машиностроении, производстве самолетов, судов, спортивных товаров, труб и резервуаров, столбов ЛЭП и даже шпал. Гранулы могут производить под конкретного заказчика. Они улучшают свойства готовых изделий.
Гранулы – результат работы ясненских химиков. Им при производстве гранул удалось добиться механической прочности и ударопрочности, морозостойкости, влагостойкости, огнестойкости, устойчивости к воздействию УФ-излучения и низких температур. Продукция компании также подходит, если необходимо усилить теплоизоляционные или диэлектрические свойства.
Вообще, попадая в Ясный, по-настоящему понимаешь, зачем нужна была химия в школе. Еще одна химическая инновация – на предприятии «Мастодэк». Это террасная доска, в которой нет ни грамма дерева: все сделано из полимерных материалов.
Износоустойчивость у такой доски на три порядка выше, чем у обычной, а загореться такое покрытие может только при температуре плавления стали. «Каменное дерево» делают из побочных продуктов производства хризотила. На выходе получаются бруски из камня, которым придают форму террасных досок. Применять их можно не только для террас. Грядка, крыльцо, балкон, мансарда – спектр использования минерально-полимерного композита крайне широкий.
— Это разработка наших химиков. Технология, на самом деле, достаточно простая. Но два главных преимущества – экологическая чистота и стоимость: ниже, чем у деревянных аналогов, — говорит директор компании Баянды Альмухамедов.
По соседству – еще один молодой резидент ТОСЭР, ООО «Мастмастер». Специализация – строительная индустрия. На предприятии занимаются производством листового изоляционного материала и кровельной мастики на основе хризотилового волокна.
Хризотиловый картон и кровельная мастика сегодня востребованы не только на российском рынке. Недавно резидент ТОСЭР представил свою продукцию в Азербайджане. Создание таких материалов – также результат кропотливой работы химиков.
Технические новинки обкатываются, документируются и испытываются здесь же, на ООО «Эксис». Резидент ТОСЭР проводит технические испытания, а также осуществляет химический анализ минеральных удобрений и воды.
В сфере услуг компании также анализ и сертификация оборудования, а также метрологическое сопровождение организаций. Это, по сути, резидент ТОСЭР, необходимый всем остальным резидентам. Но и здесь есть стратегия развития, выходящая далеко за пределы Ясного.
Как отмечает директор по развитию «Оренбургских минералов» Олег Тусумханов, которого Андрей Гольм называет «идеологом» и «мозгом» проекта ТОСЭР, новые идеи для резидентов появляются постоянно.
— Мы много путешествуем по стране и миру, изучаем рынки сбыта, изучаем производства. Идеи лежат под ногами. Благодаря этому движению нам удается постоянно решать новые задачи, выводить предприятия ТОСЭР на новые горизонты. В итоге ясненской продукцией интересуются по всей России и далеко за ее пределами, — говорит он.
Мешки и носки
В «нулевых» одной из ключевых проблем Ясного было трудоустройство женщин. Работа была нужна как местным жительницам, так и женам вахтовиков, которые приезжали на восток Оренбуржья с семьями. Так в Ясном появилось текстильное производство.
Сегодня компания «Яснотекс» обшивает не только комбинат и предприятия ТОСЭР. У текстильной фабрики много заказов из области, а также из других регионов. Сегодня здесь отшивают более 200 наименований ассортимента.
— Мы сделали производство максимально высокотехнологичным, насколько это вообще возможно на швейном комбинате. Понятно, что без ручного труда местами не обойтись. Сейчас стараемся задействовать все возможные механизмы господдержки. Отшиваем все: от кепок до худи, от курток и плащей до рабочих спецовок, — говорит директор Наталья Белова.
Андрей Гольм рассказал, что Белова – бывшая сотрудница «Оренбургских минералов» — возглавив предприятие, оказалась талантливым предпринимателем. По инициативе Беловой компания из Ясного получила сразу несколько грантов, субсидий и льготных кредитов, которые позволили существенно расширить рынки сбыта.
В нескольких десятках шагов от «Яснотекса» — Центр полимерных материалов. Их очень хочется объединить в одну группу, хотя ЦПМ – это совсем не текстиль. Компания занимается производством биг-бэгов, полипропиленовых мешков и изделий из полипропиленовой ткани.
Производство на ЦПМ максимально автоматизировано. Несмотря на это, резидент намеревается закрыть почти сотню рабочих мест и из года в год наращивает объемы отгрузки. Помимо Ясного компания обслуживает заказчиков в Челябинской и Свердловской областях, продукция также идет в Башкирию и Самару.
Компания работает на рынке с 2004 года. Когда-то она была подразделением «Оренбургских минералов», а теперь – самостоятельное предприятие с клиентской базой по всей стране.
Отдельная история — это «Уральские промышленные машины». В Ясном построили полноценный машиностроительный завод. Здесь делают оборудование для металлургических комбинатов, атомных электростанций, заводов. УПМ мы в рамках нашей рубрики «В Ясном – классно!» обязательно посвятим отдельную публикацию.
Редакция «Оренбург Медиа» продолжает специальный проект «В Ясном классно!». Здесь показываем самый маленький город Оренбургской области и его уникальную историю, рассказываем о том, как он растет вместе с монопредприятием, а также развивается, создает городскую культуру и влияет на жизнь каждого жителя.
Игорь Комиссарчик, фото — Анна Майко