Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту




Главный звездочёт Оренбурга. Владимир Рагозин — о своем первом телескопе, астрономии и бриллиантах глубокого космоса

Владимир Иванович Рагозин  — оренбургский Эйнштейн, местный «Коломбо» или Краш Галактики – участник команды астрономического проекта «Смотри на звезды» и самый известный в городе астроном-любитель, которого часто можно увидеть на улице Советской, разглядывающего Луну и скопления звезд, рассказывающего о кольцах Сатурна и заражающего своей энергией и знаниями детей и взрослых. Казалось бы, в Оренбурге нет человека, который бы не встречал его на главной улице города. Он влюбляет в звездное небо и даже в своём возрасте остается неисправимым романтиком.

Сегодня, 28 ноября, Владимир Иванович отмечает свой День рождения. Редакция «Оренбург Медиа» и команда астрономического сообщества «Орион» поздравляет нашего звездочёта с 74-летием (!!!). На протяжении последних пяти лет наши лекции не обходятся без его участия. Самый колоритный участник команды не раз срывал аплодисменты тысячной аудитории на астрономической поляне. А вечера тротуарной астрономии в городе не обходятся без его знаменитого телескопа Максутова-Кассегрена.

Накануне именин мы немного «пытали» астронома-любителя приземленными вопросами о детстве, звёздах и небе, астрономии и большой любви к науке. Он — скромно делился фактами биографии и много шутил.

«Я родился в последний год первой половины прошлого века», – вот вам простая математическая загадка от астронома. Так Владимир Иванович Рагозин отвечает на вопрос о возрасте, вгоняя в краску филологов.

Владимир Иванович родился на Среднем Урале в семье геолога.  Но свою сознательную жизнь, как он сам признается, помнит со времен, когда они переехали жить на Алтай. Именно Алтай он считает родным местом. В семье Рагозиных было трое детей  — он и двое сестер. Владимир Иванович – самый старший.

 — Звездное небо я помню с Алтая. Мы жили скромно. Несколько домиков на маленькой улице, гаражи такие обычные, сараи с плоской крышей. Летом мы, дети, собирались там, спали даже, перед сном наблюдали вот это бескрайнее звездное небо над головой. А потом отца перевели в Нежинку в Оренбургскую область. Был какой-то коллективный выезд. И последние три класса – 8,9 и 10 я учился уже здесь.

Помню, как в старших классах зачитывался книжками по занимательной математике и астрономии Перельмана. Я, кстати, закончил школу с серебряной медалью, участвовал в различных олимпиадах по физике, и даже был победителем. Моя первая любовь — школьный телескоп Максутова-Кассегрена, который мне доверили в пользование. Урок астрономии был только раз в неделю, сам «экспонат» использовали 3–4 раза в году, поэтому вечерами мы с ребятами собирались и смотрели в звездное небо.

После школы я поступил в педагогический, на физико-математический факультет, но интерес остался: в институте объездил полрегиона с любительскими лекциями об астрономии. Это был где-то 1969 год. Жизнь шла вперед, своего телескопа у меня не было. К любимому увлечению вернулся только 10 лет назад, когда купил первый приличный аппаратик — по конструкции он напоминал мою школьную «любовь».

Помните свой первый телескоп?

— Конечно. Я тогда работал прибористом на Газзаводе и начал немного подрабатывать книжной торговлей. Я тогда продал, помню, 30 глобусов разных размеров из магазина на Алтайской. Ведь в те времена, а это примерно 1993 год, все было по строго накладным. И там же были два телескопа на продажу. Вот я один продал, а один себе оставил. Как сейчас помню, он стоил 5000 рублей где-то. Малый школьный рефрактор. И даже не вышел за пределы семейного бюджета.

Вообще я, в свое время работал преподавателем физики, астрономии, помощником лаборанта на Газзаводе, даже замполитом в стройбате удалось побывать, но это точно не моё. Это я быстро понял. Последняя запись в Трудовой книжке – Газзавод. Но на пенсию я уходил, как это сейчас модно говорить «фрилансером», занимался перепродажей разных товаров – в большинстве своем книг. Такие времена были.

Владимир Иванович, расскажите о своей семье.

Мы с женой Людмилой познакомились еще на первом курсе пединститута. По распределению меня направили в Северное, а ее в Грачевский район. Помню, как через Москву договаривались о том, чтобы я смог переехать туда, где она работала. Очень сложно тогда все это было. Годы шли. У нас двое детей. Сын – Сергей и дочь – Катюша. Они взрослые сейчас. Сын – ученый, биолог. Дочь – дизайнер. Оба живут и работают за границей. Мы давно не виделись. Сын знает о наших лекциях, следит, я ему посылаю ссылки с наших мероприятий, он пристально следит. Ему нравится то, чем я сейчас занимаюсь, какое у нас сообщество. Он за меня рад.

Когда вы впервые вышли на улицу с телескопом? Где это было? Сейчас такие вечера мы называем тротуарной астрономией, и они собирают сотни оренбуржцев. Но лет десять назад вы были один. Каково это начинать?

Впервые я вышел к памятнику Гагарину в 2009 году где-то. Помню, что стоял в районе Национальной деревни. Мы наблюдали Луну. Это было под Рождество. И Луна такая была гоголевская. И люди просто проходили мимо и спрашивали, а я показывал и рассказывал. Позже уже выбрал точкой – улицу Советскую. Бывало, что с компанией выезжали за город, проводили наблюдения, но какого-то сформированного сообщества астрономов-любителей у нас не было. Это потом появились ребята из клуба «Орион», тротуарная астрономия и большие астролекции. Сейчас, конечно, это такие масштабы ого-го и очень нравится, что стало больше людей интересоваться наукой – астрономией и вглядываться в небо.

Сколько у вас сейчас телескопов?

У меня сейчас полдюжины телескопов. И есть мой боевой друг-товарищ, с которым я на каждом выезде, это зеркально-линзовый телескоп Максутова-Кассегрена – компактный и очень удобный для наблюдений.

Есть у вас любимчики на небе? Те самые, ради которых вы готовы часами стоять за телескопом?

Мои любимые небесные тела — Сатурн и Юпитер: только посмотрите на эти колечки и полосы! Эти два гиганта со временем интересно меняют свое положение. Раньше мой астрономический вечер начинался с Юпитера, и только после него всходил Сатурн. Теперь оба появляются на небе почти одновременно.

Но самое яркое впечатление мне подарила Луна. Однажды в полнолуние я заметил, что на диск наползает тень с усиками. Сначала решил, что в телескоп забралось насекомое, но это оказалась проекция МКС на фоне Луны. Наблюдал это чудо целых семь секунд!

А еще двойное скопление звезд в Персее – это бриллиант! Рассеянное звёздное скопление в созвездии Персея находится на расстоянии 7500 световых лет от нас. С моей оптикой оно все помещается в окуляр, а если его поймать за городом – это очень красиво. Это туманное пятнышко чуть ниже созвездия Кассиопеи я нахожу всегда. Его можно даже разглядеть в бинокль, но это не так сильно впечатляет, как телескоп.

Помните свой самый безбашенный поступок, который совершили? Может быть, он как-то связан с астрономией?

С астрономией? Ну почти. Прыжок с парашютом. В 56 лет! Это было в августе 2005 года. Я ведь, помню, что хотел летчиком стать, небо манило и даже на дельтапланы поглядывал. И вот у меня есть знакомые, которые как раз занимались парашютным спортом. И как-то раз вечером меня уговорили поехать в Башкирию, в город Кумертау. Там утром подготовка, инструктаж и прыжок. Как сейчас помню, АН-2 поднимается на высоту 1 км. Нас всего 10 человек. Выпускают из самолета по трое. Конечно, никаких затяжных прыжков, сразу раскрытие. Но я был последним в группе и видел перед собой эту открытую дверь, этот поток воздуха напористый и прозрачный. Прыгнул. Мне понравились ощущения. Я в последующие три дня даже балладу написал про парашютный прыжок.

Астрономия же – это, пожалуй, самый наглядный пример прогресса науки в историческом масштабе. Причем заметно, что в последние десятилетия этот процесс ускорился. Это накопление знаний, особенно наблюдательных с использованием более мощной аппаратуры, осмысление и постановка новых вопросов на перспективу. Я с большим интересом наблюдаю за всем этим.

Проект «Смотри на звезды» седьмой год собирает на астрополяне в 30 км от Оренбурга любителей космоса и звездного неба, а также простых романтиков. Ребята из астрономического сообщества «Орион» рассказывают об астрономии, знакомят с объектами глубокого космоса, учат различать созвездия ночного неба и проводят наблюдения в телескопы. Оренбург Медиа с самых первых дней информационно поддерживает проект. Проект «Смотри на звезды» рподдерживает  грантовый конкурс программы социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть».

Заказать фирменную худи проекта и купить набор космостикеров можно ЗДЕСЬ

Еще больше новостей про космос, астрофотографий и звёздных историй в Telegram-канале «Ближний космос» и астросообществе ВКонтакте.

Главное фото: Денис Насаев









© Оренбург Медиа 2019

Top.Mail.Ru