Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту




Путин предложил новую схему транспортировки газа по Центральной Азии. В ее центре — Оренбург

Президент России Владимир Путин принял участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета в Бишкеке. На пресс-конференции по итогам заседания он заявил, что у Казахстана и Узбекистана есть новые потребности по энергетическим ресурсам. Путин подчеркнул, что вопросов по энергетике между странами много, и в центре одного из таких вопросов — Оренбург.

Глава государства отметил, что Казахстан и Узбекистан, смотрят вперёд и считают, сколько энергоресурсов потребуется в ближайшие годы, и «приходят к выводу, что им нужны будут дополнительные объёмы и дополнительные ресурсы». Путин также добавил, что у Казахстана и Узбекистана есть обязательства по экспорту. Он подчеркнул, что у стран есть необходимость «ещё раз сверить часы, посмотреть, как это всё устроено и что мы можем сделать дополнительно». Можем или нет? Да, можем. Но вопросов много.

Один из вопросов это то, что север Казахстана получает из Оренбурга газ, отметил Путин.

— Но на Оренбург, на наше предприятие по переработке газа, он приходит с Карачаганака – с месторождения из Казахстана. В Казахстан приходит по внутренним ценам России. Для того чтобы прокачать в Узбекистан, нужно использовать соответствующую газотранспортную систему, созданную ещё в Советском Союзе. Её ремонтировать надо, там всё свистит уже. Там две нитки: одна не используется вообще, а вторая используется для того, чтобы подавать газ с Карачаганака в Оренбург, — сказал Президент.

Он подчеркнул, что если подавать этот газ в Узбекистан, она должна работать в аверсном или в реверсном режиме, и это тоже вопрос. Путин также отметил, что в таком случае надо строить отдельную трубопроводную систему через территорию Казахстана в Узбекистан, а также построить внутреннюю инфраструктуру для дополнительной подачи в Среднюю Азию. Цена такого проекта, отметил Президент, составляла бы где-то 260 миллиардов рублей.

— Здесь очень много вопросов, которые требуют взаимного согласования, проработки и принятия согласованных, может быть, даже где-то компромиссных решений. Они точно могут быть найдены. Вот в этом смысле это может быть какой-то энергетический альянс. Но у нас есть обязательства и перед странами Евразэс. Узбекистан пока наблюдатель, но, конечно, для того же Узбекистана это тоже повод присмотреться повнимательнее к работе Евразэс и найти здесь точки соприкосновения с Евразэс в целом, — заключил Путин, добавив, что непреодолимых противоречий нет.

А сейчас проблемы есть?

Напомним, Карачаганак — единственное газоконденсатное месторождение в Казахстане с большим дебитом газа. Его запасы оцениваются в 1,3 трлн кубометра газа, а также 1,2 млрд тонн нефти и газового конденсата. В состав акционеров Karachaganak Petroleum Operating (KPO) входят: Shell — 29,25%, Eni — 29,25%, Chevron — 18%, ЛУКОЙЛ — 13,5%, «КазМунайГаз» — 10%. На днях несколько федеральных изданий сообщили о том, что Астана обеспокоена вопросами с приемом газоконденсата с Карачаганака в Оренбурге.

Разработку месторождения с 1980-х годов вело ПО «Оренбурггазпром». Поскольку в Казахстане своей переработки не хватает, газовый конденсат продолжает перерабатываться на Оренбургском ГПЗ. Поставляет его туда «КазРосГаз», созданный Газпромом и «Казмунайгазом» в 2001 году. Полученный из конденсата товарный газ на 25% экспортировался в Европу. А остальные 75% реэкспортируются в Казахстан.
Договор купли-продажи газа с Карачаганака предполагает поставки до 9 млрд кубометров «голубого» топлива в год до 2038 года.

В прошлом году Оренбургский газоперерабатывающий завод получил свыше 9,1 млрд кубометров газа. Однако построенное в 1970-х годах предприятие периодически ремонтируется и ограничивает приемку газа, отмечают казахстанские чиновники. Это влечет за собой остановку добычи на казахстанском месторождении, подчеркивали в Казахстане. Оренбург — не единственный приемщик казахстанских энергоресурсов: весной из-за поломок на терминале в Новороссийске был остановлен экспорт нефти по трубам Каспийского трубопроводного консорциума. Это активизировало попытки Астаны найти альтернативные пути экспорта нефти.

Ранее сообщалось, что с 12 сентября по 6 октября крупное месторождение Карачаганак в Казахстане проводило ремонт с полной остановкой добычи нефти и газоконденсата.









© Оренбург Медиа 2019

Top.Mail.Ru