Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту




Глубже к Богу: что можно найти в илецких шахтах, помимо соли?

На этой неделе илецкий рудник был в центре внимания федеральных и региональных СМИ:  компания «Руссоль» объявила, что может полностью остановить производство и отгрузку соли на Илецком месторождении в Оренбургской области. Это связано с запретом Казахстана на использование железнодорожной инфраструктуры. Каждый год в Соль-Илецке добывается свыше 1,7 миллионов тонн соли. В компании «Руссоль» рассказали, чем еще знамениты илецкие шахты и кому молятся шахтеры в непростой ситуации.

Каждый, кто знакомится с необычными фактами об Оренбуржье, знает, что на территории региона есть единственная в стране часовня из соли имени Святой Варвары, покровительницы шахтеров и горняков.

Появление соляной святыни под землей стало в свое время сенсацией: в Соль-Илецке Оренбургской области освятили единственную в европейской России православную часовню в глубоких соляных залежах. Однако вслед за праздничным молебном наступила тишина на несколько лет, духовный объект словно исчез с радаров в многокилометровых шахтах компании «Руссоль», которая разрабатывает данное месторождение. «Сложный технический объект, каким является действующая шахта, — не место для экскурсий», — пояснили в компании. Однако корреспонденту «Российской газеты» недавно удалось получить разрешение спуститься на глубину 330 метров и убедиться  — часовня по-прежнему действующая, здесь проходят службы и приходят прочесть молитву  илецкие «соляники».

Глубже к Богу

«В шахте соль везде,  — рассказывает журналист Ирина Чечурина о том, что увидела своими глазами — на потолке, стенах, на полу и даже в воздухе в виде мельчайших частиц хлорида натрия». Медики говорят, что такая спелеология в отработанных соляных шахтах может очень многим людям поправить легочную и нервную системы. Однако труд шахтера, хотя сегодня в забое почти все операции механизированы, конечно, далек от санатория: за год они извлекают на-гора более миллиона тонн соли. «Но поскольку у меня в руках не было ничего тяжелее камеры и диктофона, я любовалась всеми оттенками белого. Иногда в многообразии фактур встречались и редкие прозрачные линзы минерала. Такие идут уже не на стол, а на сувениры. Мне вот тоже подарили кусочек кристаллической «вселенной»», — поделилась впечатлениями Ирина.

В шахте женщин нет, но покровительствует шахтерам Святая

«Идея создать часовню в соляных копях возникла во время визита к нам на шахту немецких специалистов, которые монтировали тут оборудование. Они напомнили про Святую Варвару, которая является покровительницей всех шахтеров. А дело было 17 декабря, аккурат в ее праздник, — рассказал «РГ» начальник участка горных работ подразделения «Илецксоль» Константин Матвеев.  — Руководство предприятия идею поддержало, да и в коллективе нашелся умелый человек — Михаил Дроздов».

«Работать с солью сложнее, чем с камнем, она от любого неверного движения даже в миллиметр крошится, — делится подробностями работы Михаил. — Мне еще помогали два каменщика, которые делали кладку башенок в часовне, чтобы ускорить процесс. Сообща мы управились за пару лет, и уже в январе 2014 года часовня была освящена».

Освятил необычную часовню митрополит Оренбургский и Саракташский Валентин. Он впервые делал это на глубине свыше 300 метров. Сейчас посещать часовню могут лишь работники предприятия, и неважно, к какой религиозной конфессии они принадлежат.

О том, что служат Господу тут часто, говорит отполированный от прикосновений людских рук соляной стол — даже мрамор не глаже.

Перед искусно сделанной фигурой святой Варвары — небольшая купель, от белоснежного отражения в ней потолка кажется она глубокой. А на самом деле всего несколько сантиметров шахтной воды, которая образуется здесь из конденсата теплого воздуха с поверхности. В самой шахте, а следовательно, и в часовне температура всегда 14 градусов Цельсия. Зимой на поверхности станет холоднее, и вода в «купальне» высохнет.

По бокам от главной фигуры в кристальных стенах — рукописные иконы, переданные священниками: Казанской Божией Матери и Святой великомученицы Варвары. Любой шахтер может сюда прийти, здесь же проводятся службы. Как отмечают на предприятии, аналогов такого сооружения под землей в нашей стране не существует.

Сольный номер

В добычных камерах рубят соль горнопроходческие комбайны, они оставляют на стенах красивые выпуклые узоры геометрической формы. С комбайна соль отгружается на самоходные вагоны, далее ее отправляют в солеспускную скважину и оттуда — на систему конвейеров.

Оказалось, что узорные цветы, распустившиеся на стенах и потолке, — это всего лишь следы от комбайна, а не мастеровых рук. Едет комбайн по «камере» и срывает огромные слои соли, те, что еще 20 лет назад приходилось взрывать. А потом грузить комья соли в шахтные вагонетки и выдавать ее на поверхность.

  А еще в соляных камерах с их высокими сводами отличная акустика (ширина зала — 30 метров, длина — 350, высота потолка — 30). Звучание сам Александр Розенбаум проверял и остался доволен.









© Оренбург Медиа 2019

Top.Mail.Ru