Колонка главного редактора «Оренбург Медиа» Игоря Комиссарчика
Сегодня принято говорить, что не муниципалитеты виноваты в сегодняшнем положении дел на плоскости город-райцентр-сельсовет: причина — в политике федеральных властей, которые «вертикализируют» финансовые и градостроительные полномочия, отрезая у территорий все, можно. Но в случае Оренбурга это не вполне справедливо: мэрия сама сделала все, чтобы на новый конкурс по выборам главы смотрели, мягко говоря, с иронией.
И причина тут не только в «казусе Ильиных», хотя он, конечно, вбил один из последних гвоздей в репутационный гроб городской администрации. Хаос, который начался при позднем Арапове, не смог перейти в замороженное состояние при Кулагине и окончательно раздраконил положение дел в мэрии после прихода Дениса Паслера, был неизбежен. 2016-2017 годы — начало исхода компетентных кадров из мэрии. Искать им замену даже не пытались. Таким макаром утекло сначала среднее звено, потом — верхнее, и вот сейчас большие проблемы уже с нижним звеном.
Найти ведущего специалиста в управление — нерешаемая проблема, найти замначальника управления — дело космическое. Озвученные ранее Сергеем Салминым причины — низкая зарплата и пристальное внимание надзорных органов — лишь верхушка айсберга. Беда с распределением полномочий, катастрофа с документооборотом, постоянная текучка сотрудников вокруг тебя (да такая, что в любой момент можешь сделаться ответственным за все) — так себе атмосфера.
Еще один не менее важный аспект, простите уж за крамолу, статусно-финансовый (не путать с коррупционным, тут число схем растет каждый день). Бюджет у города стал больше, но его львиная доля — целевые расходы, когда мимо — ни-ни. Городское чиновничество перестало быть распорядителем и распределителем, эдаким владыкой кормовой базы. Это теперь в лучшем случае «осваиватели» («освоить» — мерзкий новояз, но очень точный). Да и сами параметры KPI жутко изменились вслед за термином: раньше осваивать ресурсы надо было так, чтобы приводить город в порядок. Сейчас осваивать нужно по бухгалтерии и документации, а на деле у вас может получиться тротуар на Туркестанской или парк Березка. И ведь не придраться: освоил? Освоил! Почему так вышло? Подрядчик идиот! Подрядчик кивает в обратную сторону. А потом дело тонет в отписках.
Перераспределение полномочий между городом и областью в вопросе градостроения также породило хаос. Почему плохо на вышеупомянутой Березке? Проект-то, по сути, ибрагимовский. Их подрядчик делал авторский надзор. Но исполняет — мэрия, и контроль нужен еще и муниципальный. В итоге контроль провели только журналисты и прокурор, остальным «сошло и так». Потому что в такой коллективной работе столь же коллективной вышла и безответственность.
Так что первая задача для Сергея Салмина — вернуть мэрии субъектность. Вернуть мэрии статус если не муниципального суверена, то хотя бы боевой единицы, а не плуга, который волокут из Дома Советов. Вернуть ее можно только тотальной ревизией великого наследия Ильиных (без сакральных жертв в виде пытавшихся делать в его смутные годы хоть что-то чиновников), юридическим анализом всего, что можно проанализировать и административной реформой. Тут речь не идет о благосклонности жителей города (их после набережной и дорог уже ничем не напугать), это внутриэлитный, местами — чисто административный кейс, но для Оренбурга и региона он небходим.
А пока конкурс на пост мэра — это как игра в царя горы (с поправкой на то, что играет, по сути, один), вот только гора — полая, внутри нее почти ничего уже не осталось, а вокруг — еще и ров, заполненный водой. Вернуть руду обратно в гору, осушить и засыпать рвы — так себе метафора, но вполне точная в плане трудозатрат для будущего градоначальника