Главная > Интервью > «Нельзя застраивать исторические места многоэтажками» — Сергей Бренев о концепции развития территории водозабора в Оренбурге
26
Май
2025
18:34

«Нельзя застраивать исторические места многоэтажками» — Сергей Бренев о концепции развития территории водозабора в Оренбурге

Председатель регионального отделения Союза архитекторов России и бывший главный архитектор Оренбурга Сергей Бренев стал гостем очередного выпуска подкаста «Диванный урбанист». Для диалога с экспертом выбраны самые острые темы, которые сегодня разбираются на архитектурной сцене областного центра. Одна из них – застройка территории бывшего водозабора на набережной Оренбурга.

Проект застройки территории, на которой находится сразу несколько объектов культурного наследия, вызывает большое количество споров в профессиональных кругах архитекторов и проектировщиков Оренбурга. Оренбург Медиа подробно писал о проекте после заседания областного градостроительного Совета и последующей реакции на него экспертного пула и общественности. Региональное отделение Союза архитекторов России даже обратилось с открытым письмом к губернатору Оренбургской области Евгению Солнцеву.  

Проект застройки территории водозабора – тот самый участок, который находится на набережной Оренбурга за музеем ИЗО – один из последних, рассматриваемых на областном архитектурно-градостроительном совете.

— Прежде всего хочется отметить такую необычайную завесу тайны над этим проектом. Это, конечно, сразу очень интригует при рассмотрении. Это безымянный проект —  без авторов, без заказчиков. Представляете в наше время такое? Из прессы мы узнаем, что его рассмотрели единогласно, подчеркиваю – единогласно — и приняли за основу концепцию застройки территории бывшего водоканала. Все завуалировано, конечно. Там не только территория бывшего водоканала, это была территория собора – Преображенского храма – первого православного собора в Оренбургском крае. Здесь на службе были три российских императора, все губернаторы. Это то место, с которого по сути, начался город.

Из тех немногих фотографий и картинок, которые были в прессе после заседания градсовета стало понятно, что надвигается катастрофа. В проекте пять жилых домов, имеющих такие многоугольные формы. По сути  они закрывают все те небольшие участки земли, которые находятся между памятниками истории. А их там на самом деле очень много. Гауптвахт, музей истории города, фильтровальная станция, здание водозабора. Это прекрасный видовый ансамбль.  Там есть зоны охраны. Там нельзя строить.

Собор – это тот объект, который является градостроительной доминантой. И здесь нужно принять решение —  сохранить и воссоздать эту святыню или оставить фундаменты в виде каких-то музейных экспонатов. Мнение большинства членов Союза архитекторов — объект надо восстанавливать. И с точки зрения градостроительной доминанты, какой он являлся всегда до начала 30-х годов, до момента разрушения, и с точки зрения святыни, и религиозной и исторической. То есть это такое очень знаковое место.  Это одно из первых каменных зданий в городе. Но тем не менее, символ Империи, её статус он подчеркивался именно этим зданием.

Еще один ансамбль – это водозабор, состоящий из нескольких объектов. Первый объект датируется 1864 годом и так далее, там, 1888, 1900. Это водонасосная станция, одна из первых в Российской империи. Тоже в хорошей форме сохранились объекты. Вот их можно реставрировать, приспосабливать и далее развивать эту тему. И очень интересный ансамбль архитектора Рянгина. 1927 год. Это здание фильтровальной станции уральского водозабора в стиле неоготики, в том самом стиле в котором выполнена водонапорная башня на проспекте Победы.  Все тоже в великолепном состоянии.

Вот все это пространство между этими объектами, за исключением той небольшой совершенно охранной зоны фундаментов, оно все практически застраивается. Пять 5-6-этажных домов в плане я даже не знаю с чем их сравнить. Многоугольники такие. Что касается характера застройки, характера архитектуры, самой тектоники здания, она совершенно чуждая. Там такой современный минимализм, если посмотреть. Конечно, витражи, бетон и так далее. 

 — Многие оренбуржцы, обыватели, они могут с вами подискутировать. Сказать, что у нас же есть дефицит жилья в центре. Многие хотят жить в центре. То есть кроме Красной площади и строящихся Михайловских казарм, наверное, нет больше альтернативы?

— Никакой нехватки жилья в центре, конечно, нет. Город, к сожалению, не набирает, а цифры только уменьшаются. Поэтому с жильем в центре все в порядке. И вот те большие комплексы тоже очень спорные, которые появляются сейчас. Они, мне кажется, с лихвой компенсируют потребность именно тех горожан, которые хотят заехать в новое жилье. Есть еще и вторичный жилой фонд, тоже очень большой.

Поэтому, я считаю, об этом нужно говорить! Потому что статус этого места, сакральность этого места, та территория, откуда пошел, так сказать, и есть город Оренбург, вот эта вот первая частичка, первая составная часть крепости нашей, он не может рассматриваться вообще, в принципе, как территория для застройки. Исторически жилой застройки там не было. Нельзя же дискутировать о том, что в Санкт-Петербурге совершенно туго с жильем в центре?! Почему бы в Петропавловской крепости пару «свечек» не воткнуть? Или на Невском проспекте начать строить? Но об этом же никто не говорит. Это ансамбль, который должен сохраниться и быть достоянием горожан. Здесь, у нас, то же самое. 

— Вы сказали, что проект разработан «ноунеймом», то есть непонятно, кто его автор, а кто бенефициар, кто будет строить-то тоже непонятно? То есть получается согласовали некий проект с неизвестными именами или все известно вполне себе? 

 — За несколько часов до заседания экспертного совета к нам прибыл представитель компании «Архитек», и за подписью Альберта Ибрагимова мне вручили письмо о том, что это проект компании «Архитек». И что мы не имеем права публиковать там, материалы, которые, кстати, перед этим были в публичном доступе. Попросили не проводить мероприятие. Ну, конечно, мы на это не пошли. Экспертный совет мы провели, подготовили экспертное заключение, причем сделали его очень сухим, убрали эмоции. Сделали только ссылки на нарушение федерального регионального законодательства и так далее. Документ в итоге направили в министерство архитектуры, в Инспекцию по охране объектов культурного наследия, в областную прокуратуру, в правительство области, в городской совет, в администрацию. И, кстати, очень интересные ответы нам пришли. Оказывается, архитектурно-градостроительный совет при губернаторе является органом совещательным: просто собраться, просто переговорить, просто обсудить. Решений никаких не принимает. 

Кристина Александровна Летяго (начальник Инспекции госохраны ОКН Оренбургской области) пишет, что, проект к ним не поступал, «мы никаких решений не принимали». Но мы же видели, что вы, Кристина Александровна, голосовали «за!», как же решений не принимали? То есть тоже такой момент странный. В здании правительства проходят мероприятия, чиновники голосуют, а на бумаге — так посидели, поговорили, рассмотрели некую концепцию. Ничего не посоветовали, единственное, что все одобрили.

В общем, ответы формальные отовсюду пришли. В связи с этим у нас возникло непреодолимое желание обратиться к врио губернатора Оренбургской области Евгению Александровичу Солнцеву, чтобы он со своей стороны посмотрел на эту ситуацию. И у тех же товарищей, которые голосовали на этом градсовете, тоже спросил: а как такое возможно? В итоге нарушаются нормативы. А вы, люди, которые должны их наизусть знать как-то это дело все поддерживаете. Так нельзя.  Единственное что тут можно сказать, конечно, с октября прошлого года ведется большая работа по подгонке нормативов под этот проект. Задним числом что-то меняется. Это очевидно Нормы какие-то. И это тоже настораживает, и заставляет вот таким вот образом еще раз эту тему поднять. 

Полную версию подкаста смотрите и слушайте на сайте Оренбург Медиа и всех доступных подкаст платформах.