Футбольному клубу «Оренбург» прогнозировали проблемы с лицензированием в Премьер-лиге из-за вместимости арены в Ростошах, и избежать их не удалось. Этой истории уже пять лет, и всякий раз ситуация разрешалась. На этот раз – все серьезно: вокруг допуска клуба в РПЛ развернулась настоящая аппаратная борьба. Как дошло до такого, почему недопуск «Оренбурга» будет несправедливым решением, которое нанесет удар по региональному футболу, и какое решение в этой ситуации было бы оптимальным – в разборе «Оренбург Медиа».
История вопроса
«Оренбург» впервые вышел в РПЛ в 2016 году. Тогда арена клуба совершенно не соответствовала не только правилам лиги, но и масштабу тогда еще «Газовика»: мест явно не хватало. В результате масштабной реконструкции стадион стал больше почти в два раза. За несколько этапов арену довели до минимального соответствия требованиям по всем параметрам, кроме вместимости: стадион вмещал 7500 зрителей.
Стадион условно допускали к РПЛ трижды. И всякий раз арену обещали увеличить. Помочь «Оренбургу» со стадионом неоднократно обещали областные власти. Речь шла даже о строительстве новой арены в черте города. Однако смена губернатора и коронавирусный 2020 год убили эти планы на корню. На недавней пресс-конференции губернатор Денис Паслер заявил, что за обещания Юрия Берга отвечать не может, хотя не исключал того, что область поможет клубу построить новую арену.
В итоге «Оренбург» спустя три года остался с проблемой один на один. Решать вопрос будут своими силами, за счет генерального спонсора ООО «Газпром добыча Оренбург». Стадион «Газовик» в Ростошах станет больше на 2500 мест. Строительные работы начнутся летом и займут почти год, вводить новые элементы будут поэтапно.
В чем проблема?
С 2021 года инфраструктура клубов РПЛ – принципиальная позиция лиги. Все из-за «Тамбова», который чуть не обанкротился по ходу сезона. Лицензию на новый сезон не получили почти все клубы-лидеры ФНЛ кроме «Нижнего Новгорода», но серьезные проблемы только у «Оренбурга» и «Алании». Арену во Владикавказе реконструируют прямо сейчас, но клубу нужно играть полгода на другом стадионе. Лига, памятуя ситуацию с «Тамбовом», делать этого не разрешает. А «Оренбургу» после трех сезонов обещаний увеличить размер арены, кажется, просто не поверили.
Клубы РПЛ проголосовали против исключения для оренбуржцев, лицензию клуб пока не получил. Апелляция по лицензии назначена на 12 мая. Помимо размера стадиона к клубу есть еще ряд претензий, но они локальны и вполне решаемы. А вот вопрос со вместимостью решать придется год. Правда, на этот раз клубом принято принципиальное решение начинать работы. Об этом рассказал Президент клуба Василий Еремякин.
— Ситуация с лицензированием создает определенный дискомфорт. Наш стадион достаточно новый, очень комфортный. Когда мы вышли в 2016 году в РПЛ, провели реконструкцию арены, постепенно улучшали инфраструктуру всех объектов. На протяжении последних лет мы отремонтировали офис, тренажерный зал, основательно заменили все системы на стадионе. По состоянию на сегодня к концу мая подрядчик должен выдать нам готовый проект, а в июне планируем начать реконструкцию трибун, чтобы довести количество посадочных мест до необходимых 10 тысяч. Работы планируется завершить в течение года, возможно, и раньше. Мы обещали РФС активно вести реконструкцию, но в прошлом году из-за пандемии было очень тяжело, однако какие-то вещи мы начали делать, — рассказал Еремякин.
Он подчеркнул, что стадион на 10 000 Оренбургу при этом вряд ли коммерчески выгоден, поскольку даже арена на 7500 зрителей заполняется далеко не всегда.
— Надеемся, что «Оренбург» получит право играть в РПЛ, если завоют путевку в элитный дивизион. В оставшихся двух матчах команда будет играть на победу, чтобы занять второе место в ФНЛ. А что касается стадионов, посмотрите на арены других клубов лиги. Многие клубы ставят задачу побороться за стыковые матчи, но не у всех есть соответствие РПЛ по аренам. Мы проводили анализ наших матчей, даже на матчи с топовыми соперниками заполняемость составляла менее семи тысяч человек, то есть стадион не был забит полностью, — добавил президент клуба.
Где логика?
Еремякин в своем интервью поднял важный вопрос – целесообразности десятитысячника в Оренбурге. Полный стадион в Ростошах собирают только матчи со «Спартаком», «Зенитом», ЦСКА и историческим соперником – самарскими «Крыльями Советов». Все остальные игры редко собирают больше 5-6 тысяч зрителей, а на матчи с аутсайдерами арена и вовсе полупустая.
Об этом оренбуржцы говорят уже не первый сезон. Схожую позицию занимают многие клубы. Президент «Урала» Григорий Иванов не раз предлагал отменить норму в 10 000, но лига и РФС пока непреклонны.
Любопытно, что функционально стадион в «Оренбурге» куда лучше допущенной до матчей РПЛ арены в Уфе, или старых стадионов в Самаре или Казани, где «Крылья» и «Рубин» играли до Чемпионата мира. За три года в Ростошах появились новая микст-зона, фирменный магазин, парк вокруг стадиона, системы пропуска и видеонаблюдения, автополив газона, платформа для болельщиков с ограниченными возможностями. Каждый год клуб, как и остальные представители РПЛ и ФНЛ подстраивается под растущие требования вещателя (который, к слову, платит лиге и клубам куда меньше, чем стоит исполнение его требований).
Кстати, именно Чемпионат во многом и задал высокую инфраструктурную планку. Правда, не стоит забывать, что Сочи, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Ростов, Самара и другие города получили новые арены за государственный счет. «Оренбургу» ради соответствия формальному требованию придется вложить десятки миллионов рублей, которые клуб мог бы потратить на академию, новый газон, тренировочные поля, детско-юношеский спорт, молодежную команду. Об этом говорит и спортивный директор «Оренбурга» Дмитрий Андреев.
— Говорят, что мы ничего не делаем со стадионом. Но сравните хотя бы по фото, что было раньше и что есть сейчас. Это было сделано не по щелчку пальцев, а за счет планомерной работы. Медленно, но с постоянным движением вперед. И не хочется, чтобы сейчас все это рухнуло. Конечно, хочется махом сделать все красиво. Но мы живем по средствам. По пальцам можно пересчитать клубы, которые сами себе построили стадион, — подчеркнул Андреев.
Цепочка ошибок и большая политика
Как справедливо отмечают многие эксперты, которые не в курсе региональных перипетий с обещаниями области помочь с ареной и итоговым отказом, за три года в «Оренбурге» ничего не сделали, и проблемы с лицензией совершенно логичны. Но и тут стоит оговориться: команда дважды вылетала из РПЛ, после чего планы по стадиону менялись. А в 2020 году, понятное дело, было не до стадиона.
Единственное, что можно поставить «Оренбургу» в вину – неправильно выбранная стратегия. Вместо того, чтобы четыре года планомерно «продавливать» стратегию снижения минимальной вместимости арены в Оренбурге кормили лигу обещаниями. Впрочем, теперь вопрос будет решаться в кабинетах: вероятно, клубу пойдут навстречу, учитывая вполне приемлемое состояние арены. На бюрократическую проблему ранее обращал внимание и журналист Михаил Моссаковский.
— Я согласен, что таким клубам, как «Оренбург» и «Тамбов» не нужны стадионы на 10 тысяч. Регламентную норму давно можно было пересмотреть. Например, начать обсуждение по вопросу в том же 2016. Но этого не было. Вместо этого клубы допускались «в виде исключения». «Тамбов» дважды чудом получал допуск к сезону. Сам же регламент оставался прежним. И теперь оставшиеся клубы ожидаемо требуют лигу его соблюдать. Участники забега хотят иметь прозрачный и понятный календарь, хотят иметь возможность заранее планировать логистику, хотят быть застрахованными от турбулентности условно-допущенных, — заключил он.
Нельзя не отметить и политический момент. Вопросы к «Оренбургу» возникли только тогда, когда команда Марцела Лички фактически обеспечила себе прямую путевку в РПЛ, отправив «Нижний Новгород» в стыки. Нижегородцы сменили тренера, нашли спонсора, и, кажется, запустили PR-кампанию. В последнее время в сети появилось немало статей о том, что «Нижний» лиге нужен больше, чем Оренбург, Владикавказ и Самара. Дмитрий Андреев в недавнем интервью тоже сказал об этом.
— Любопытно, что до 35-го тура ФНЛ все было спокойно. Но как только стало понятно, что мы очень близки к выходу в РПЛ напрямую, то вдруг начались какие-то качели. Высказываться стал человек, который никогда не был ни в раздевалке, ни в душевой. Мы приглашаем всех посмотреть на наш стадион. Хватит читать чьи-то слова, посмотрите все сами, — сказал спортивный директор.
Большинство экспертов сходится в одном: стадион «Оренбурга» аскетичен, его следует приводить в порядок, но играть на нем можно, и после локальных инфраструктурных поправок допускать «Оренбург» нужно, вне зависимости от вместимости арены. Клуб седьмого мая опубликовал видео-экскурсию по стадиону. Выглядит совсем не так катастрофично, как описывают федеральные СМИ. А вот слова журналистов про «барак», отсутствие системы автополива и плохую телевизионную картинку сотрудников клуба, кажется, возмутили.
Есть еще одна важная деталь. Недопуск «Оренбурга» станет сильнейшим ударом по региональному футболу. Если команду со вполне сносной инфраструктурой и надежной финансовой подушкой не берут в лигу, то как быть остальным?
А как же спортивный принцип?
Главное, о чем говорят эксперты: недопуск «Оренбурга» — крайне опасный прецедент. Он попирает спортивный принцип: клуб со вполне сносной инфраструктурой заработал своей игрой право на место в РПЛ, но проблему вынужден решать за пределами футбольного поля. Год назад оренбуржцы также вылетели: избирательное решение по техническим поражениям из-за коронавируса отправило оренбуржцев на последнюю строчку с 12 места.
— «Оренбург» заслужил прямой выход в РПЛ по спортивному принципу, а вопрос по стадиону является формальным. Все равно на местный стадион никогда не набираются эти самые 10 тысяч зрителей, которые требует РПЛ. Тем более, что «Оренбург» дает гарантии строительства дополнительной трибуны. Финансово-благополучный «Оренбург» для РПЛ важнее «Крыльев Советов» из футбольного региона, где назначенцы губернатора Азарова довели «Крылья» до ситуации с долгами, и есть вопросы по будущему клуба, — убежден политолог, футбольный болельщик Дмитрий Фетисов.
О спортивном принципе напоминает и футбольный комментатор Василий Уткин.
— Я согласен с тем, что требованиям надо соответствовать здесь и сейчас, а не когда-нибудь потом. Полностью согласен. Но я все же за то, чтобы требования лицензирования пересмотреть, — подчеркнул Василий Уткин.
Пресс-атташе сборной России по футболу Илья Казаков также обращал внимание на то, что спортивный принцип – главный, проблемы с ареной поправимы, а вопрос вместимости – спорный. В ситуации. Считает он, виноваты все: и лига, и РФС, и клубы, которые оказались не готовы к лицензированию.
— Нынешняя система лицензирования, мягко говоря, нестабильна — «Тамбову» поверили и разрешили выступать в высшем дивизионе, несмотря на отсутствие сертифицированного стадиона и гарантированного финансирования. Чем это обернулось, знают все. Подобные проблемы «Оренбургу» с «Аланией» не грозят, там серьезные спонсоры, но арены не соответствуют регламенту — который, несмотря на его объем, неоднозначен. Критерии лицензирования должны быть более гибкими. Понятно, почему введен запрет на проведение домашних матчей в другом регионе — аренда стадиона намного увеличит расходы клуба. Понятно, что арена клуба РПЛ должна соответствовать в первую очередь критериям безопасности и требованием ТВ-вещателя, — заключил он.
Несмотря на полярность мнений, ситуация «Оренбурга» далека от проблем того же «Тамбова»: на арене клуба играть можно, привести в порядок остальное до старта РПЛ в Оренбурге успеют (речь о раздевалках, освещении и прочих замечаниях). А главное – финансовые гарантии, которые у «Оренбурга», в отличие от многих других команд, прочные и не завязанные на региональный бюджет. Увы, бюрократия играет в свою игру.
«Оренбургу» для путевки в РПЛ нужно набрать два очка в двух оставшихся матчах. Апелляция по лицензии назначена на 12 мая.