Заксобрание Оренбургской области поддержало инициативу врио главы Оренбурга о повышении штрафов за несанкционированно выброшенный мусор.
Законопроект предусматривает увеличение штрафов за несоблюдение установленного правилами благоустройства запрета на сброс, складирование, размещение мусора, отходов спила деревьев, а также листвы и остатков растительности на территориях общего пользования населенных пунктов вне мест, специально отведённых для этого. Увеличение штрафов коснется физических, должностных и юридических лиц.
Мэрия Оренбурга в документе отмечала, что в 2025 году в городе количество административных правонарушений в сфере обращения с ТКО увеличилось в два раза. Это свидетельствует о том, что данная мера не воздействует должным образом на нарушителей. Законопроект предлагает увеличить штрафы для физических лиц — от 2 до 3 тысяч, для должностных лиц от 5 до 10 тысяч, для юридических — от 100 до 200 тысяч. За повторное нарушение в течение года физлица заплатят от 4 до 5 тысяч, должностные лица от 45 до 50, а организации от 250 до 350 тысяч.

Не наполнить бюджет, а создать чистоту
Проект закона депутатам представил лично Альберт Юмадилов. Он подчеркнул, что за три месяца мэрия выявила 2000 компаний, которые не заключали договор на вывоз мусора, а сваливали его на контейнерные площадки у домов или вывозили на стихийные свалки.
— Предлагается увеличить штрафы за административные правонарушения. Три последних месяца мы активно ведем работу по выявлению юрлиц и граждан, которые нарушают административный кодекс в части мусора и отходов. За месяц вынесено более 200 протоколов, из них девять — на юрлица. Действующие штрафы для юрлиц — от 15 до 40 тысяч рублей. Зачастую эта сумма даже не покрывает вывоза их мусора — при условии, что мы смогли этот штраф выписать и его уплатили.
В данный момент мы совместно с региональным оператором проводим рейды. За два месяца выявили 2000 предприятий, у которых нет договора на вывоз ТКО. При этом их деятельность предполагает появление отходов. Также в Оренбурге остаются стихийные свалки, на ликвидацию которых нужны деньги. Ввиду этой ситуации мы и вышли с инициативой.
Коммунисты усомнились в том, что штрафы смогут наполнить бюджет. Мэр ответил, что закон вводится не для этого.
— С точки зрения пополнения бюджета я бы эту инициативу рассматривать не стал. Юрлица должны понять, что нельзя заниматься коммерческой деятельностью, собирая мусор после ремонта и вываливая его в полях. Аналогично и коммерсанты не должны выбрасывать свой мусор в поля. Надеюсь, что увеличенные штрафы повлияют на этих товарищей — хотя бы морально.
Штрафы не помогут?
Против штрафов высказалось большинство парламентских фракций — правда, численно они оказались в меньшинстве.
— Мы уже спорили об этом на комитете. Проблема мусора в Оренбурге — важная и наболевшая. Но кратное увеличение штрафов… Я в Оренбурге жил и до мусорной реформы: штрафы были минимальные, а проблем не было. А когда у нас появился региональный оператор-монополист — что я считают ошибочным решением — начались проблемы. Мы сами создали монополиста. Когда у нас монополия на воду, тепло, электроэнергию — это другая история, это опыт СССР. А тут своими руками создали! Штрафы — жесткий кнут и для предпринимателей, и для жителей. Это чрезмерная мера, которая не поможет. Решение проблемы — в создании альтернативных операторов и здоровой конкуренции. В Татарстане пять операторов, например, — отметил лидер фракции ЛДПР Максим Щепинов.
Не поддержали повышение штрафов и справедливороссы.
— Справедливости ради, отметим, что власти пытаются навести порядок и работа видна. Ко мне обращаются предприятия легкой промышленности, которые рассказывали о визите комиссий, которые заставляют заключать договоры. Это правильная работа. Но поднимая штрафы мы какую цель преследуем? Наполнить бюджет — одна история, тогда нужно ловить нарушителей. Навести порядок? Тогда нужно обратиться к истории города, вспомнить примеры, как мэрия совместно с предприятиями вводили партнерство, при котором компании сами поддерживали порядок на прилегающей территории. А сегодня федеральные сети относятся к этому вопросу халатно. Мы считаем, что штрафы мотивировать жителей не будут. Нужна другая работа, нужна инфраструктура. когда проще вывезти мусор, чем скинуть его, — обратилась к коллегам Екатерина Калегина.
КПРФ в итоге тезисы Альберта Юмадилова не убедили.
— Когда мы увеличиваем штрафы, важен не сам штраф, а неотвратимость наказания. Всю эту работу ООО «Природа» могла провести давно, заключив договоры с предприятиями. А по штрафам для физлиц мы категорически не согласны. Штрафовать будут в итоге не Газели, а бабушек. Закон нужно доработать и нормально регулировать.
А вот «Пенсионеры» предложили не просто повысить штрафы, а позже вернуться к вопросу и повысить их еще раз. За бабушек лидер фракции «Партии пенсионеров» Григорий Инночкин спокоен.
— Мы с одной стороны хотим, чтобы было чисто, но делать для этого ничего не хотим. Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Мы считаем закон о штрафах необходимым. Хвалите времена, когда не было регоператора? Ну вот, несанкционированные свалки уже сколько лет в итоге не могут разобрать. А работа, которую ведет город — правильная. Надо только накрыть все контейнеры камерами, сделав штрафы еще больше. Бабушек и дедушек штрафовать не будем. А тех, кто привез Газель мусора на контейнерную площадку — будем. Бюджет штрафами мы не пополним, а людей не выбрасывать мусор — приучим. Есть же штрафы за ПДД, за ремень безопасности? Все были против — в итоге все пристегиваются.
Его поддержал единоросс Анатолий Лукьянов, уже второй раз за заседание заявивший о «грязном Оренбурге».
— Коллеги, вы город что ли не любите? Я вот в деревне 43 года живу, не позволяют мусорить, заставляю убирать. И вы живите в чистом городе! Чтобы люди, которые приезжают из деревни, ходили и радовались. И сами приезжайте ко мне!
Елена Афанасова — депутат от Промышленного района Оренбурга — считает, что штрафы оградят контейнерные площадки от недобросовестного отношения.
— Сегодня уже было сказано: чисто там, где не мусорят. У меня в Промышленном районе Оренбурга очень много частного сектора, и никогда не было столько мусора. Сегодня люди сами стали непозволительно относиться к своим же улицам.
Наши улицы похожи на Париж?
Чем могла завершиться такая дискуссия? Только приглашением в Орск и перефразированной цитатой Булгакова, что и сделал коммунист Романенко:
— Я приглашаю жителей Оренбурга посетить Орск, и вы узнаете, что такое мусорный коллапс. Мусорный вопрос испортил регионального оператора, управляющие компании, муниципальную власть, жителей. Поэтому в Орске цветные баки лежат на боку, зеленые — поломанные — стыдливо отвернулись к стене. Наши улицы похожи на Париж, когда бастуют мусорщики. А почему у оператора нет конкурента? Суть капитализма — в конкуренции! Поэтому мы не поддерживаем штрафы.
Лидер фракции единороссов Александр Трубников напомнил о стихийных свалках вокруг Оренбурга.
— Пусть злостные нарушители платят больше других. Деньги пойдут на общие цели. Но вы услышьте главное! Подъезды к городу завалены мусору. Люди подъезжают на Газелях, на прицепах и вываливают… делаешь замечание — говорят: ты что, инспекция? Надо это регулировать.
Дискуссию в итоге резюмировал спикер Сергей Грачев, призвав коллег не подменять понятия.
— А кто собирается штрафовать? Ты подпиши договор, и не будет никаких штрафов. Об этом речь!
Закон в итоге приняли большинством голосов. В ближайшее время новые штрафы вступят в силу в Оренбурге.