В Оренбурге открылся музей современного искусства — М’АРТ. Самый большой музей города готовили к старту полтора года. Казалось бы, причем здесь мексиканский посол?
Площадь музея — более 2000 квадратных метров. Он расположился в историческом здании по адресу Советская, 3. За царскую, советскую и новую российскую историю это здание, кажется, видело все — кроме ремонта. А теперь то, что сделали с объектом культурного наследия даже ремонтом назвать сложно — это реконструкция, воссоздание, дань памяти, бесконечные оммажи ушедшим эпохам.

На входе вас встречает аутентичная ступенька 19 века. Наступая на нее, вы придерживаетесь за лестничные перила времен царя Николая. Поднимаете глаза наверх, а там специально оставили кусок обугленного кирпича — это тоже часть истории здания. Здесь же — своды Монье, уникальный кирпич из разных эпох… В целом же М’АРТ собрал в себе уникальные архитектурные решения: новейшие музейные локации органично вписали в отреставрированное здание XIX века.
Еще один сюрприз — внутри музей в 5 раз больше, чем снаружи. Потому что на Советскую смотрит лишь малая часть здания, а все остальное спрятано в сторону улиц Набережной и Каширина. Здесь в итоге разместили 20 залов с 500 картинами. Чтобы обойти их все потребуется несколько часов.
Основная экспозиция — авторская галерея заслуженного художника России Юрия Рысухина. Рядом — арт-резиденция современных художников. Прямо в музее — гостиница и мастерские. В музее действуют постоянные выставки Владимира Кибальчича и Сергея Калмыкова. Именно Кибальчич и стал причиной визита посла Мексики в Оренбург, став еще одной точкой соприкосновения с далекой страной за океаном.
Как молодые артисты прогнали дождь
Открытие самого большого музея города проходило вечером. Весь день над городом то лил, то моросил, то покапывал дождь. И за несколько минут до начала большой уличной программы… разошлось.
Молодежный театр и хор студентов института искусств им. Ростроповичей буквально разогнали тучи. Перед энергией молодых артистов бессильна даже стихия. А может быть, это сделала министр культуры Оренбургской области Евгения Шевченко? «Мы отчаянные. Поэтому ничего не отменяется. Берите зонт и — на Советскую, 3», — написала она в Телеграм-канале перед церемонией открытия.
Вокруг сцены собралось несколько сотен зрителей, почти все они видели выступление труппы Молодежного театра впервые. Эффект усилили высовывающиеся в окна мимы и нейросетевая подсветка из оживших картин и интерьеров музея на здании.
А хор исполнил… «Седую ночь». Акапелльно-неоклассическая вариация удивила зрителей. Она удивила бы даже Сергея Кузнецова — автора золотых хитов «Ласкового мая» (перед сценой, впрочем, было много совсем молодых зрителей, которые, вероятно, знают песню только по сериалу «Слово пацана»). А далее — вариации на Майкла Джексона, оперу «Князь Игорь»… Такого авангарда Советская не видела давно.
М’АРТ в сентябре для мексиканского посла
Внутри музея собралась максимально разная публика: Евгений Солнцев с правительственной делегацией, художники, музейные и культурные деятели, артисты, фотографы и дизайнеры. А с ними — чрезвычайный и полномочный посол Мексики в России, мексиканский писатель и философ Эдуардо Вильегас Мехиас. Его визит был связан с открытием зала Кибальчича. Влади — легенда мексиканского изобразительного искусства. С 1933 по 1936-й юный Кибальчич провел в Оренбурге с высланным из Ленинграда отцом — франкоязычным писателем и публицистом Виктором Сержем (Виктором Львовичем Кибальчичем). В 2001 году по инициативе и при непосредственном участии Оренбургского благотворительного фонда «Евразия» Влади передал в дар городу своего детства большую коллекцию предметов, документов, фотографий семьи, в том числе и пишущую машинку Льва Троцкого. А сейчас М’АРТ собрал уникальную коллекцию его оригиналов.
Президент фонда «Евразия» Игорь Храмов рассказал, как 20 лет назад удалось доставить в Оренбург офорты Кибальчича. Посол, кстати, общался без переводчика — он бегло говорит по-русски.
Солировали в этот вечер и директор Областного музея ИЗО Юрий Комлев (новый музей административно является частью музея ИЗО, как «Эрмитаж-Евразия», Музей скульптуры им. Петиных и другие), и руководитель проекта музея M’АРТ Сергей Медведев. Именно они и команда сотрудников последние несколько месяцев буквально жили в здании на Советской, продумывая его интерьеры и готовя экскурсионные маршруты.
Сергей Медведев — представитель известной в Оренбуржье музейной династии. Его прадед — создатель и первый директор музея ИЗО Сергей Варламов, бабушка — искусствовед и хранитель музейных ценностей Лидия Медведева. Сергей Медведев — и наш коллега, много лет он работал фотографом и собрал внушительный архив фотографий для Оренбургской области, потом защитил кандидатскую диссертацию и решил посвятить будущее музею.
Об уникальной судьбе здания, а также об именах художников, которые прославили Оренбург своими картинами во время экскурсии рассказал и Юрий Комлев. Его внимательно слушали гости, а экскурсовод периодически прерываясь, переходил из зала в зал. Создавалось легкое ощущение дежавю: годом ранее он также открывал «Эрмитаж-Евразию».
Из зала Кибальчича гости проследовали в зал Калмыкова — еще одного знакового для Оренбурга художника.
Он считал себя гением. Знаете, говорил он, как тяжело быть гением? — цитировал Калмыкова Сергей Медведев.
Сергей Калмыков при этом был искренне предан искусству, подчеркнул он. После осмотра залов врио губернатора, посол и художник Юрий Рысухин перешли к специальному мольберту — открывать музей (вместо ленточки в этот день были автографы на картине).
Это интересная, новая форма работы для нашего региона. Уверен, здесь будут формироваться новые имена современного российского искусства. Приезжайте, знакомьтесь, творите, создавайте, тем более что творческая атмосфера Оренбуржья к этому располагает, — сказал, открывая музей, Евгений Солнцев.
Он подчеркнул: музей получился прекрасным. Врио губернатора добавил, что экспозиция в музее — жизнеутверждающая.
— Иногда смотришь на современное искусство, а оно несет печальное настроение. Приятно, что в музее позитивная экспозиция, много светлых тонов, — ответил он.
Эдуардо Вильегас Мехиас долго благодарил Оренбург за сохранение наследия Влади и открытие зала. Музей он назвал великолепным. Разумеется, из уст посла прозвучала фраза «Культура объединяет», дополненная классическим «Amigos!». Полет в Оренбург его, впрочем, не удивил. Однажды посол посетил Чукотку.
Два очень важных факта, после которых вы обязательно посетите музей
М’АРТ — первый музей региона с открытой системой хранения. Это конструкция из выдвижных секций, где работы художников хранятся/выставляются вне экспозиции. При открытом хранении музей уходит от кураторской концепции. Произведения представлены гостям сами по себе, вне контекста, отмечают в музее.
А еще в М’АРТ есть своя кофейня с авторской коллекцией пирожных. Для реализации этого проекта в музей пригласили сотрудничать одного из известных в Оренбурге кондитеров и мастеров своего дела — Светлану Колосову. Ее уникальные шедевры кондитерского искусства знает и любит Оренбург. В меню М’АРТ — восемь эксклюзивных произведений искусства. И если это — не аргумент, то что тогда вообще может быть аргументом?
фото: музей М’АРТ, Дмитрий Рогов