Site icon Оренбург Медиа — новости Оренбурга и Оренбургской области

Позывной «Сталин». Как экс-депутат Заксоба Владимир Новиков служил в батальоне «Хулиган»

Экс-депутат законодательного собрания Оренбургской области, бывший лидер регионального отделения КПРФ Владимир Новиков в 2022 году уезжал на Донбасс добровольцем.

В интервью «Оренбург Медиа» он рассказал о том, что его связывает Донецкой и Луганской народными республиками и поделился воспоминаниями о днях, проведённых на передовой.

Первые поездки и «Призрак»

С Донбассом я связан с 2015 года. Первые поездки не афишировали. Тогда наши казаки регулярно туда ездили, а я с ними постоянно был. Оренбургские казаки принимали активное участие в освободительном движении с 2014 года. Была целая рота наших, которая воевала в ЛНР. Стояли в Кировске — знаменитая бригада «Призрак» и легендарный комбриг Мозговой. Мы туда возили гуманитарку на машинах. В первый период там все очень сложно было, но народ самоорганизовывался.

Первый раз я поехал на Донбасс в 2015 году. Ездили на легковых машинах по 4-5 человек, а в багажник и прицепы грузили гуманитарку. Ребят туда воевать возили, оттуда раненых и тех, кто домой возвращался. Мы один раз с Кировска до Волгограда на заднем сиденье 5 человек ехали, представляете. Друг на друге сидели.

Про Крым

Ездили каждый год. Фролов Владимир Иванович, он в этом плане активен был. Мы с ним через Заксобрание пытались организовать взаимодействие. Но у нас пока сверху не скажут, ничего не будет. Когда Крымская весна началась в 2014 году, в феврале у нас как раз шло Законодательное собрание. Я кнопку нажимаю и говорю — смотрите, что на Украине происходит. Давайте подпишем заявление. На тот момент мне сказали, что нас не касается — большая политика.

Проходит несколько дней и Путин о Крыме говорит. Нас приглашают, давайте проведём общегородской митинг в поддержку Крыма. Тогда Вышли все вместе политические партии: единороссы, эсеры, коммунисты. Шли по набережной, делали там помост в 14-ом году.

Дружба с Донбассом

Мы с Фроловым организовывали поездку на Донбасс. В 17-ом году к нам в Оренбургскую область приезжала группа депутатов ДНР с обменом опытом. Мы решили, что надо ответный визит. В августе 2018 года делегацией поехали туда — 5 человек, представитель каждой фракции. Тогда председателем парламента был Денис Пушилин, он нас и встречал. Три дня мы провели на Донбассе. Общались, спорили, обсуждали проблемы.

Потом с атаманом Меньших выезжали туда с концертом. Артистов позвали из оренбургской филармонии и певца Александра Зозулина. Проехали всю Луганскую область. Заключительный концерт в Луганске был. По дороге общались с людьми, рассказывали свою позицию. Много интересного было.

В 2019 году Пушилин уже стал главой. Мы в августе уехали с Донбасса, а 1 сентября произошла трагедия – взорвали Захарченко. В этом же году было пятилетие образования ДНР и ЛНР. Меньших, Фролов и я получили приглашение лично от Пушилина на празднование. 9 мая приехали на парад в Луганск.

Невероятное впечатление, столько было людей — военные и гражданские, старики, дети. Тогда уже «Бессмертный полк» шёл. Я взял портрет своего дяди – участника Великой Отечественной войны. Моя мама родом из Украины, как раз с Луганской области, с Городища и дядя оттуда. Я шёл в колонне с его портретом. А 11 мая отмечали праздник пятилетия ДНР. Впечатлений было очень много. Великолепная экспозиции экономического развития республики, меня она очень тогда поразила.

Легендарные ополченцы и Донбасс

Первые руководители ополченцев стали легендой – Мозговой, Гиви, Моторола. Все погибли, но погибли не в бою. Сегодня все больше говорят, что они были неугодны власти.

Когда все это успокоилось, тягостно было, что мы ни к чему не идём. И надо сказать, что коммунисты постоянно ставили вопрос про Крым. Если бы дальше пошли и не останавливали ополченцев, был бы мощный порыв. Как на дыбы встало донское казачество, мощно выступали, поддерживали. Сильно помогали, воевали. И Россия помогала, но Россия потом и сдерживала.

Мне достались дневники Мозгового, это просто уникальные записи… Понятно, что он был неугоден. Они ребята очень самостоятельные и им просто так приказать нельзя было. Это были люди слова и чести, которые пользовались огромным авторитетом в народе.

Наше время пришло

В 2022 году, когда все случилось, мы на следующий день после начала спецоперации собрались в штабе казаков. В Оренбурге тогда жил мой товарищ Наиль Нурулин с позывным «Юстас» – полковник, очень интересный человек. Воевал в Афганистане, был кадровым офицером, а в последние годы занимался обустройством российско-казахстанской границы. В 2014 году он демобилизовался из вооружённых сил России и уехал добровольцем на Донбасс. Сначала был комбригом, а потом его назначили военным комендантом Луганской республики. Когда мы туда ездили, с ним и познакомились. У нас сложились очень хорошие дружеские отношения. Юстас нам содействовал в вопросах передвижения и всего прочего. В 2022 году он жил в Оренбурге и тоже приехал к нам в штаб.

Мы собрались поговорили, обмозговали — ну что – началось, время наше пришло, давайте. Первая группа казаков была небольшая, около 20 человек. На Донбасс уехали уже 9 марта.

Фото: первая группа казаков добровольцев из Оренбуржья

«Хулиган»

Составили списки, передали в военкоматы, в правительство области, в МВД. После проверки ФСБ, поехали по старой памяти в Луганск в батальон «Призрак». Не так всё просто оказалось. Нас должны были встречать на границе, но не встретили. По телефонной связи ответ — ждите. На границе мы прожили две недели. Разговор было много, но вопрос с нашим определением воинскую часть не решался.   

На фото: «Ворон», «Север», «Урал» и «Сталин» в казарме

Тогда мы вышли на другое подразделения. В то время на Донбассе ЧВК одно на другом создавались. Инициативный человек и уже ЧВК. У нас был походный атаман, он созвонился с другими воинскими подразделениями и мы удачно так попали в батальон «Хулиган». Эти ребята выходцы из «Призрака». Раньше батальоном командовал Владимир Цвях с позывным «Комбат». К сожалению, мы его не знали, он весной 2017 погиб.  Легендарный очень храбрый был человек, как ребята говорят.

Экс-командир батальона ополченцев «Хулиган» Владимир Цвях погиб в мае 2017 года, подорвавшись на мине на линии соприкосновения недалеко от города Счастье. На момент смерти «Комбат» служил в народной милиции ЛНР.  Все три года он был на передовой в рядах луганского ополчения. Он одним из первых принял "русскую весну" на Донбассе, создав в луганских Ровеньках отряд самообороны. Именно подразделение Цвяха и батальон Дениса Кудрина брали блокпосты на Бахмутке в 2014 году - «60 человек держали в кольце группировку из 300 военнослужащих ВСУ».

В Луганске нас приняли. Проезжали мы через нулевую границу, там стояли наши военные. С Луганска приехали представители, списками обменялись. Потом перегрузились на их машины и поехали. 

Позывной Сталин

Когда все началось в 2022, я понимал свою ситуацию, возраст уже. Меня смущало, что я коммунист, я убеждённый, я много говорю правильных слов, но слова — это слова. Думал, ну как, ребята снова поедут, а я скажу, парни доброй дороги и снова — красивые слова. Надо было себя как-то показать и не просто на словах. Когда записывались добровольцы, я тоже записался. А там, как говорится, куда кривая выведет. По поводу меня Юстас позвонил помощнику Пасечинка по информационной работе, и они решили, что буду помогать. Куда и как, я не знал. Когда в ДНР приехали, контракт стали заключать, а у меня первоначально облом. Ну куда в таком возрасте — 72 года. Я с Юстасом связался, он сказал, что договорится и меня отвезут.

Мы со старшиной поехали в министерство информации, но там никого из начальства не было. Старшина подразделения привозит меня на автостанцию. Спрашивает: «Документы с собой? Давай все, до свидания, езжай домой». Я такого поворота не ожидал.

— Что значит езжай? С Ростова забрали, доставьте в Ростов. Я попал в ЛНР через нулевую границу, связи российской нет, — говорю. Я кроме рюкзака с вещами, взял с собой из Оренбурга сумку большую с литературой для школьников, плакаты разные, в школы передать.

— Вот вещи ещё надо в школу передать,  — говорю. Этот аргумент стал последним. Старшина рот раскрыл – «ну, ладно, поехали на базу. На базе он убегает, потом прибегает весёлый и сообщает, что командир разрешил остаться. И оставили меня.

Позывной Сталин мои казаки оренбургские мне давно дали, зная мои убеждения. А на войне все с позывными. Там, когда контракт стали заключать, меня спрашивают про позывной, а ребята хором – Сталин он у нас.

Кухня, медали, стенгазета

Поставили меня на кухню, я там картошку чистил и дворником работал. Я старой закалки, меня не надо было толкать. За все брался, все делал. Базировались мы на бывшем лакокрасочном заводе, который построили, но не запустили. Столько времени прошло, что все захламилось. Я тележку сделал, носилки, начал все убирать. Комбат говорит — от тебя польза больше, чем от полвзвода. Так я и прижился. А через месяц меня поставили старшиной, плюс заведовал складом обмундирования. Для бойцов все было: форма, обувь, броники, каски, все в достатке.

Потом время проходит и оружейщик уезжает. Тогда я там совсем обосновался, меня признали. Кроме своей работы сразу стал сразу выпускать стенгазету. Первую сделал 12 апреля 2022 года, потом 22 апреля, 1 мая, 9 мая. Ребята с большим интересом читали. В магазине ватмана набрал, фломастеры купил.

Потом пошёл к командиру ещё с одним вопросом. Хороший был – местный, прошёл и первую войну. Позывной у него «Зять». Подошёл я с предложением ребят с днём рождения поздравлять. Мне выдали список. Оформил стенд с днём рождения и боевые листки делал. Ребятам так понравилось, что постоянно спрашивали, когда новый выйдет.

Я еще с собой из Оренбурга привёз памятные медали, у нас центральный комитет выпускает. Пачку целую, вместе с удостоверениями, подписанными Зюгановым. Командира предупредил, что можно вручать ребятам на юбилеи. Официальных медалей-то нет для добровольцев. Набрался наглости и показал образцы. «Зять» и тут мне не отказал.

Таня

У нас в батальоне одна женщина была, медсестра Таня. Она до сих пор там в подразделении. До 2014 работала преподавателем Севастопольского университета. Потом прошла курсы медсестёр и уехала воевать. В 2022, когда опять началась, она снова поехала. Женщина такая подвижная, небольшого роста, стройненькая, хрупенькая.

У нее день рождения был, 58 лет исполнилось в 22 году.  Татьяну все очень любили. На день её рождения батальон выстроили, корзину цветов принесли. Я вышел зачитал слова поздравительные и говорю — вот хочу вручить награду памятную медаль Сталина. Батальон наш весь и «упал».

Потом я регулярно стал вручать медали ребятам, в основном юбилярам. Ко мне бойцы подходили, говорили Сталин, ты меня не забудь, у меня тоже скоро юбилей. Гордились медалями.

О коммунистах и боге

Вокруг меня люди собрались всегда. Я не выпячивался, коммунистической пропагандой не занимался, но своими действиями просто важные исторические даты озвучивал. Ребята это понимали. Были люди, наши оренбургские, ярые антикоммунисты, но мы общались, не враждовали. Мы сходились на многих вопросах. Я хоть и жёсткий атеист, но лоялен. Не люблю, когда навязывают свое мнение. Ко многим вещам надо быть терпимым и не надо быть навязчивым.

Все так и шло. Потом Юстас появился, приехал в Луганск. Наш комбат «Зять» в первую компанию у него служил. Кобмат мне потом говорит, слушай Сталин, я тебя сколько можно продержу, но ты понимаешь, что не от меня зависит. Контракт подписывал не он, а кураторы. Последние слово было за ними останусь я или нет служить дальше. Но потом, меня старшиной сделали, окончательно закрепили. При всех возрастных ограничениях, я оказался не лишним.

На передовую ездил несколько раз, но со специфическим заданием. Боеприпасы, снаряжение, продукты, чисто с такими. Я конечно не участвовал в боевых действиях.

Мариуполь

В апреле появился Юстас и попросил, чтобы я поехал с ним в Мариуполь. В конце месяца на Пасху загрузили его машину гуманитаркой, заехали в Донецк и поехали в Мариуполь. Надо сказать, что дорога разбитая, блок-посты искорёженные. Едем, едем, заезжаем на мост, стоит блокпост пустой на въезде, потом ещё один пустой. Потом выбегает солдатик и кричит: «Только не надо ехать вдвоём на Авдеевку, вы вдвоем укропов не возьмете». Повезло нам с солдатиком, а то могли бы прямиком уехать в плен. Разворачиваемся и едем в нужном направлении.

Сколько ездили в район Донецка, там стрельба постоянная. Едем, гул, канонада идёт. Въезжаем в Мариуполь. Как в кино показывают Сталинград, домов целых вообще нет. Они не просто разрушены, обгоревшие все, черные. Там широкие проспекты, стоят разбитые трамваи, автобусы, танки разбитые. Чего только не стоит. От ЛЭП провода толщиной в руку поперёк улицы валяются срезанные. Все в осколках, кирпичах и стрельба идёт.

В какой-то момент нас на машине баллон пробило, в то время как мы у завода Ильича находились. Не знаю с какой скоростью мы его перебортировали, но очень быстро. Проехали мы весь город, стрельба была постоянная в районе Азовстали. Все перекрыто, везде блокпосты. Народу практически не было, только одиночки иногда проходили. Идёт один с котомкой, как показывают блокадный Ленинград, тоже самое.

Ехали мы к жителям многоэтажки улице Каховской, 33. В ней раньше жили работники Азовстали. Когда стрельба началась, они в подвал перебрались —  больше 100 человек. Повезло этому дому, в него попали только два снаряда. Один в торец 5 этажа, там семейная пара была – погибли. И в тыльную сторону, но он не загорелся и остался цел.

Приехали мы к жителям Каховской ближе к вечеру. Юстас приготовил вкуснейший плов. Пасха удалась!

Фото: «Юстас» поздравляет мариупольцев с Пасхой

Юстас познакомился мариупольцами из этого дома и регулярно с ними общается. Мы дважды к ним ездили – весной и летом. До сих пор поддерживаем связь. Сейчас люди вернулись и живут в этом доме.

Девочка там была Карина, училась в колледже, который разбили. Она раньше собиралась поступать в Харьков, ну тут тоже понятно, что не до поступлений. Я её в институт к нам позвал в Оренбург. Но на тот момент серьёзная проблема была с документами, колледж разбили, документы сгорели.

Фото: женщины дома на Каховской

Я потом узнал, что колледж всё-таки она закончила через год, ребята дистанционно учились. В прошлом году получила диплом. Родители в Оренбург побоялись отпустить, далековато. Карина поближе решила поступать, в Таганрог, но не успела на экзамены из-за сгоревших документов. Я тогда обратился к Нине Останиной за помощью. Депутат вышла на институт, переговорила с ректором. Есть всё-таки человечность и справедливость. Ректор дал команду и Карине устроили одной дополнительно экзамены. Она всё сдала, её приняли. Сейчас вот учится нормально.

Когда закончился контракт Владимир Новиков вернулся в Оренбург. Он написал книгу о Донбассе. Вместе со своими единомышленниками создал общественную организацию «Союз защитников Донбасса и участников СВО». Сейчас регулярно бывает на Донбассе с гуманитарной помощью.  

Фото: личный архив Владимира Новикова

Exit mobile version