Губернатор Оренбургской области Денис Паслер после многочисленных инцидентов с невыходом на маршруты частных пассажирских перевозчиков в аномальные морозы призвал лишать их лицензии. Глава региона рекомендовал муниципалитетам применять такую меру к компаниям, которые не исполняют свои контракты.
Предложение губернатора на фоне хаоса в перевозках и роста цен получило поддержку населения: в комментариях – сплошной «одобрямс». Но логичной эта мера выглядит лишь на первый взгляд. Вот пять причин никого не лишать лицензий, а еще – поискать причину проблемы внутри органов власти.
Первое. Политика региональных и городских властей по перевозкам в последние 7-8 лет максимально непоследовательная. Сначала рынок полностью отдали частникам, допустили «газельное ИГО» и довели ситуацию до деградации муниципального автопарка и финансового краха МКП «Пассажирские перевозки». Потом в 2017-2018 годах не начали реформу, которая не то чтобы напрашивалась – о ней били в колокол. Потом были попытки реформировать систему общественного транспорта, растворившиеся на фоне хаоса в мэрии. Действия властей друг другу противоречили: ситуацию то пытались радикально изменить, то заморозить, то не выпускали в город из-за бюрократической проволочки новые автобусы частного перевозчика, то не давали повышать проезд, то отпускали цены… Тратили деньги на консультации, схемы, специалистов, а потом – убирали под сукно… И это только в Оренбурге. С междугородними перевозками ситуация еще хуже, а в остальных городах за редкими исключениями проблем не меньше.
Второе. В последние два года ситуацию пытаются стабилизировать. Но выглядит это вовсе не идеально. Оздоровить рынок через новый муниципальный парк – неплохая идея, но сама по себе транспортная реформа не учитывает сформировавшуюся в частных перевозках ситуацию и больно ударит по многим предприятиям. Под требование «машины не старше четырех лет» попадают один-два перевозчика, еще один-два могут докупить автобусы. Остальные – долой? С реформой на рынок, от которого зависит транспорт в полумиллионном городе, заходят так, словно это чистое поле. Ни о каком пошаговом изменении ситуации и речи не идет, поэтапности во внедрении новой схемы и новых требований нет.
Третье. Мэрия критикует частников за невыход на линии в аномальные морозы. Но эту ситуацию можно было предвидеть. У нас же есть свободная муниципальная техника? Так почему муниципальные автобусы не вывели на линии в -30? Мы же, критикуя перевозчиков, о населении беспокоимся? О пассажирах? Была же возможность оперативно спасти ситуацию, чтобы люди не мерзли по полчаса на остановках? Была. В том или ином виде. Но разбор полетов проходил в формате «били по хвостам». Ругать перевозчиков задним числом – получилось, в моменте решить проблему — нет.
Четвертое. Все перевозчики разные. Все компании разные. Все руководители предприятий разные. Есть среди них те, кто сиюминутно извлекает прибыль, ничего не делая для качества перевозок? Есть среди них те, кто вообще не думает о пассажирах? Есть. Нужно ли чистить этот рынок? Конечно, нужно. Только делать это нужно точечно. У администрации есть десятки способов лишить перевозчика контракта или не допустить его до конкурса. Но этой работы (или ее результатов) мы не видим. Видим мы публичный «ай-яй-яй» в адрес всех. Еще раз: чистить рынок и оздоравливать систему перевозок необходимо. Только делать это надо не топором, а отверткой. Опять-таки, перевозчики в данном случае для чиновников – не подданные, а равноправные партнеры, и разговор должен строиться на условиях диалога, а не давления сверху. И условия нового конкурса, разумеется, должны быть просты, прозрачны и документально и законодательно зафиксированы. Пока же перевозчики и чиновники говорят на разных языках.
Пятое. Интерес пассажира – в том, чтобы за приемлемую цену быстро и на комфортном автобусе доехать из пункта А в пункт Б. Постояв перед этим в нормальной остановке и понимая, когда подъедет автобус. За последние пять лет «намерения в эту сторону» у властей были. Увы, намереваться – не значит жениться: «разнотыков» в транспортных делах было гораздо больше. И за каждым из них стояло либо раздолбайство, либо интересант. Мы часто говорим фразу «в идеальном мире», а вот случай, когда мы ездим на автобусах в «максимально неидеальном мире». Бессистемные и хаотичные изменения в итоге сделали только хуже, а реформа без учета реалий заводит систему в тупик. Чиновники скажут (и справедливо) – но купили же автобусы, меняем остановки. Пассажир столь же справедливо ответит: и чем нам это помогло?
И да, лишать лицензии можно прямо сейчас. Что на это ответят пассажиры – читайте выше.
Игорь Комиссарчик