Site icon Оренбург Медиа — новости Оренбурга и Оренбургской области

В Оренбурге дискутируют вокруг электронного голосования. Эксперты сомневаются, коммунисты против

В Оренбурге уже неделю идет широкая дискуссия вокруг электронного голосования. Возможность голосовать на общероссийских, региональных и муниципальных выборах через интернет в ближайшее время распространится на всю страну, включая Оренбургскую область.

Новые цифровые горизонты в выборах вызывают разнообразные реакции. С одной стороны — явный плюс в условиях пандемии и постоянно снижающейся явки, вне зависимости от ситуации с коронавирусом. С другой стороны ДЭГ (дистанционное электронное голосования) — процедура, вызывающая вопросы у непосвященного в секреты «блокчейна» пользователя. Не добавила электронному голосованию и ситуация с московскими выборами, когда прозрачность процедуры поставили под сомнение.

Напомним, ранее Оренбургская область не вошла в перечень регионов России, где в 2021 году в Единый день голосования был доступен электронный формат бюллетеня. При этом область протестировала электронный сбор подписей. Опыт был признан успешным. Ранее «Единая Россия» также протестировала электронный праймериз. В партии, в том числе и на региональном уровне, высоко оценили сервис. Глава Облизбиркома Евгения Ивлева ранее заявляла, что полномасштабное голосование в сети придет в регион с началом нового федерального избирательного цикла, в 2024 году.

Единства мнений нет

Политконсультант Вагиз Габбасов считает, что тестирование голосования в Оренбуржье прошло успешно. Он считает логичным оставить возможность голосовать онлайн.

— В Оренбуржье дистанционное электронное голосование на каких-либо выборах никогда не проводилось, но у наших избирателей была возможность протестировать данную систему в мае 2021 года. Тогда более 16 тысяч человек приняли участие в тестовом онлайн-голосовании. Помимо тестирования официальной системы электронного голосования на территории Оренбургской области в мае прошлого года проводилось электронное предварительное голосование партии «Единая Россия» по отбору будущих кандидатов в депутаты Госдумы и Заксоба, в котором приняли участие более 161 тысячи избирателей (11% от численности избирателей). Причем опыт правящей партии признан удачным и будет распространен на праймериз всех уровней основных выборов. Дистанционное голосование удобно для многих активных интернет-пользователей. Можно не выходя из дома или находясь где угодно со своего мобильного телефона проголосовать на выборах. Мы уже привыкли онлайн проводить совещания, переводить деньги, оплачивать услуги ЖКХ, заказывать доставку еды и товаров. Поэтому логично иметь возможность для онлайн-голосования за своего кандидата или партию на выборах.

Другой вопрос – соблюдение права каждого избирателя на сохранение в тайне его волеизъявления. По данным Центральной избирательной комиссии система дистанционного электронного голосования технически выстроена таким образом, чтобы никто не имел доступа к информации, кто именно какой бюллетень заполнял. Электронный бюллетень формируется на устройстве пользователя и в неизменном виде поступает в систему следующим образом. При голосовании в браузер пользователя загружается приложение, которое обрабатывает бюллетень так, что система, знающая, кому она выдала бюллетень, не знает, как он заполнен. А система, которая получила заполненный бюллетень, не знает, кому этот бюллетень был выдан. У бюллетеня есть признак, никак с конкретным пользователем не идентифицируемый.

Также Габбасов обратил внимание на необходимость наблюдения за онлайн-голосованием и риски кибератак, которые могут сорвать выборы.

— Думаю, что для повышения доверия к данному процессу необходимо создать институт членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса от различных партий и кандидатов, которые смогут также войти в группу технического наблюдения за онлайн-голосованием на соответствующих выборах. Либо это может быть группа технических наблюдателей – представителей участников избирательного процесса. Кроме того, при организации электронного голосования имеются риски информационных сбоев, кибератак, вбросов и манипуляций. По данным разработчика федеральной платформы для онлайн-голосования ПАО «Ростелеком» система надежно защищена от кибератак, надежна и обеспечивает тайну голосования. Используется отечественная блокчейн-платформа с применением российских криптографических алгоритмов и средств защиты. Блокчейн позволяет хранить зашифрованные голоса избирателей в неизменном виде.

Политтехнолог Кирилл Шкилев, напротив, убежден, что ДЭГ может нести в себе большие репутационные риски для организаторов голосования и властей.

— Понятно, что пандемия ускорила процессы цифровизации, в том числе в электоральных практиках. Необходимость во внедрении электронного голосования конечно же есть, особенно, если ДЭГ позволит избежать порочной, на мой взгляд, практики многодневного голосования. Порочна она потому, что не увеличивает явку избирателей, однако многократно повышает нагрузку на комиссии и штабы, при этом уменьшая доверие к результатам. Основная и глобальная задача внедрения ДЭГ — увеличение числа активных избирателей за счет «миллениалов» и «зумеров», которые свою политическую активность либо не показывают вообще, либо высказывают исключительно на несанкционированных митингах и в интернете, напрочь при этом игнорируя электоральные процессы.

Конечно помимо технических моментов в электронном голосовании таятся и ряд исключительно политтехнологических рисков. Первое — активное вовлечение «непуганых» молодых избирателей в процесс может привести к достаточно неожиданным результатам не только для партии власти, но и для ее традиционных оппонентов. Второе — для предотвращения непредсказуемых результатов политические акторы могут прибегнуть к различным действиям, которые значительно понизят доверие к результатам выборов.

Он также напомнил о специфике Оренбургской области, где 30% населения — сельские жители.

— Участники кампании в погоне за электронными голосами «выплеснут с водой ребенка», то есть сосредоточатся на агитации в интернете, потеряв при этом традиционный электорат. А в Оренбургской области практически треть избирателей живут в сельской местности и показывают регулярно неплохие результаты по явке, — заключил Шкилев.

Глава Избирательной комиссии Оренбургской области Евгения Ивлева напомнила, что если речь идет о региональных и местных выборах, решение о проведении ДЭГ принимается субъектовой избирательной комиссией по согласованию с ЦИК России.

— Законодательное закрепление возможности избирателя выбрать для себя дистанционное электронное голосование говорит об одном — что избирательная система готова к тому, чтобы обеспечить возможность осуществления волеизъявления и формирование итогов ДЭГ с учётом главных базовых моментов: неизменность сохраняемых результатов голосования; соблюдение тайны голосования; невозможность установления связи между персональными данными избирателя и результатом его волеизъявления. Все это достигается благодаря высокоуровневой системе защиты информации и проверки личных данных избирателей, — заключила она.

Коммунисты против

Резко против ДЭГ выступил лидер оренбургских коммунистов Максим Амелин. Он убежден, что дистанционное электронное голосование лишит оппозицию голосов, создав преимущество для «Единой России».

Фото: пресс-служба Заксоба

— Госдума голосами «Единой России», ЛДПР и «Новых людей» приняла в первом чтении законопроект о дистанционном электронном голосовании. КПРФ в полном составе проголосовала против! Мы уверены: с появлением дистанционного электронного голосования в избирательной системе о демократии и прозрачности выборов можно забыть! Мы категорически против введения электронного голосования в Оренбургской области. На примере Москвы, где в прошлом году разразился грандиозный скандал по поводу фальсификаций, допущенных в ходе дистанционного электронного голосования, когда победа Компартии за ночь превратилась в поражение, уже сегодня можно утверждать, что ДЭГ — это средство, удобное для манипулирования голосами, — заявил он.

Амелин также подчеркнул, что механизм электронного голосования остается максимально непрозрачным для рядового избирателя.

Exit mobile version