Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту




Игорь Комиссарчик: О протестах в Оренбурге, школьниках и дубинках

Колонка главного редактора

Мы вступили в новое время.

Хронику уличной политики в Оренбурге я веду примерно с 2010 года. Было всякое. Были огромные разрешённые акции на две — две с половиной тысячи человек, когда системная и несистемная оппозиция шли рядом. Были нелегальные акции — как у парламентских партий, так и у несистемных объединений граждан. Были протоколы и задержания.

Но никогда с 2010 по 2020 год на митингах в Оренбурге не винтили и не били (исключение — футбольные фанаты). В то же время, и откровенной дерзости на таких акциях не было. Всё вели себя более — менее прилично.

Сегодня все изменилось. Я не ожидал, что будет столько народу. И, наверное, никто не ожидал. На акцию, у которой не было физического организатора (добро пожаловать в новый мир мессенджеров и соцсетей), пришло более 600 человек. Толпа была злая, но не агрессивная. В гайд-парк люди даже не заходили, сразу встали на Советской.

Одной из причин такой массовости, я убеждён, стала реакция властей, которые о субботней акции рассказали не меньше сторонников Навального. Методички с 2010 года так никто и не обновил.

Люди были разные. Кто-то пришёл за Навального. Кто-то против Путина. Кто-то пришёл за свои убеждения. Кто-то — потому что это модно или за компанию. Были люди самых разных возрастов, было много пенсионеров. Но в основном — 20-45 лет. Люди спорили, общались. Мнения были зачастую полярными.

Были ли там школьники, из-за которых сломано так много копий? Несомненно. Совсем юных я там не видел, но некоторым было явно не больше 16. Впрочем, отличить 16-летнего от 20-летнего зачастую достаточно сложно.

Конечно, школьникам на уличном протесте делать нечего. И это полная ответственность родителей. В то же время, если школьники ходят на митинги, это значит, что в стране что — то идёт не так. Сильно не так. Государству — и федеральным, и региональным властям — стоит крепко задуматься. Но не о запрете Тик-Тока. Скорее о том, что система воспитания и образования у нас наглухо сломана. И что нужно работать с детьми совсем иначе. И да, на работу с молодёжью ежегодно выделяются миллиарды. Вот до чего довело это воровство. Даже не воровство. Тотальное освоение. Впрочем, задуматься стоит и родителям, а все ли необходимые книги прочитал ребёнок?

Я не слышал, чтобы Навальный призывал на митинг школьников. Конечно, просить их не приходить никто из оппозиции тоже не стал, подростки на митинге для стороны Навального — сплошные политические плюсы и отличная картинка. А о судьбе попавших под дубинки у нас не заботится ни одна партия. Но если его призывы упали именно в эту аудиторию, это значит, что ничего другого в головы школьников не посеяли. Такие вот у нас духовные скрепы, которые не входят.

Ну, а теперь о жестокости. Задержания на несанкционированной акции происходят почти всегда. Но ОМОН с дубинками? Жестокая, бестолковая, злая акция устрашения. Я не хочу, чтобы в моей России было так.

Если бы не задерживали вообще — ничего бы не случилось. Но у нас так не принято. Хотя раньше было принято. Штрафовали потом, по факту. Ну или уводили с акции. Но применения силы не было. А то, что было сегодня, называется «винтаж». Эффект от него, конечно, был — часть людей ушла. Но оправдания жестокости там, где её могло не быть, нет.

Политические выводы из субботы будут по всей стране. В регионах, где все хорошо, люди на такие митинги не ходят.









© Оренбург Медиа 2019

Top.Mail.Ru