Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту




ПРОнефть. Алексей Звездочкин о работе линейного трубопроводчика, самосовершенствовании, экологическом контроле и промышленной безопасности

Трубопровод – самый удобный и надежный на сегодняшний день способ транспортировки углеводородов, который не зависит от времени года, погодных условий и расстояний. Нефть и газ движутся по трубам непрерывным потоком, остановка которого невозможна. Нефтепроводы контролируются с помощью беспилотников и сотен установленных на магистралях датчиков. Данные с них в режиме онлайн поступают в единый цифровой центр.

Однако внедрение инновационных решений не означает полное исключение человека из системы контроля. Нефтяники регулярно обходят коммуникации и лично оценивают их состояние с земли. И именно участие человека позволяет добиться синергетического эффекта и обеспечить максимальную экологичность и безопасность процесса транспортировки нефти.

«Оренбург Медиа» запустило серию партнерских материалов о профессиях, которые заинтересовали нас в нефтяной сфере. Публикация за публикацией мы знакомим читателей с людьми, которые работают в одной из ведущих отраслей региона, расскажем о редких и популярных специальностях, раскроем их с самых необычных сторон.

Современные трубопроводы имеют сложную структуру, нуждаются в постоянном контроле и профилактике. От того, насколько качественно выполнены все соединения и как тщательно следят за их состоянием, зависит буквально все – от экономической составляющей до «самочувствия» окружающей среды.

Алексей Звездочкин – линейный трубопроводчик цеха технического обслуживания и ремонта трубопроводов «Газпромнефть-Оренбурга». Его работа несет в себе много рисков и опасностей: учитывая горючесть и высокую ценность нефтепродуктов, требования к работе с ними очень высоки. Но трудности Алексея не пугают – напротив, он видит в этом положительные моменты. Высокая ответственность дисциплинирует и вырабатывает стрессоустойчивость. А четкое знание алгоритмов для любой ситуации переносится на повседневную жизнь и очень помогает выстраивать отношения с людьми.

Алексей, расскажите, как вы стали нефтяником?

— Сказать, что случайно – значит, ничего не сказать. Иногда судьба совершает с нами удивительные метаморфозы. Я всю жизнь профессионально занимался хоккеем, а в нефтяную отрасль пришел всего лишь три с половиной года назад. Теперь у меня есть и любимая работа, и возможность играть в хоккейной команде предприятия – «Степные ястребы». О таком раскладе я и мечтать не мог!

Эти три года пролетели как три дня. Душевно, легко, быстро. На позитиве. Перестроился быстро – буквально за пару месяцев «влился» и в график, и в ритм. То, что недопонял во время обучения, ребята подсказали, всему научили. Вообще считаю, что с коллегами мне повезло – наш цех такой же дружный и сплоченный, какой должна быть настоящая хоккейная команда.

— Что означает загадочное словосочетание «трубопроводчик линейный»?

— Если коротко, это работник, который обслуживает нефте- и газопроводы. Но за этим действительно кроется очень многое. Прежде всего, огромная ответственность. Можно провести параллель: трубы — это кровеносная система предприятия. Если с ними что-то будет не так, все производство встанет. Поэтому тот, кто обслуживает трубопровод, обязан быть компетентным не только в своей области, но и в смежных – знать устройство и принцип работы всех объектов и сооружений, не говоря уже о знаниях техники безопасности, стандартов качества выполнения сварочных и других видов работ. А, главное, он должен быть оперативным и внимательным к деталям, потому что мелочей в нашем деле не бывает.

— Какие трудности и опасности подстерегают работника вашей профессии?

— Риски существуют не для меня одного: от слаженной работы каждого из нас зависит общая безопасность. Трубопроводы под высоким давлением с взрывопожароопасной средой требуют обслуживания и контроля при любых погодных условиях и в разное время суток. Поэтому трубопроводчик должен в обязательном порядке знать правила безопасного производства работ и  пользоваться средствами индивидуальной защиты.

При себе у каждого сотрудника всегда находится газоанализатор (специальный прибор для измерения количественного и качественного состава смеси газов в воздухе), и каждый из нас четко понимает, как вести себя в той или иной ситуации. Восточный участок Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения отличается высоким, до 6 %, содержанием сероводорода в транспортируемом продукте. Это диктует особые требования к безопасности.

— Расскажите, как контролируется безопасность на промысле?

— «Газпромнефть-Оренбург» реализует масштабный инвестиционный проект «Щит», направленный на защиту сотрудников  месторождения и жителей ближайших населенных пунктов. Три передвижных и десять стационарных станций экологического мониторинга, оснащенные самым современным газоаналитическим и метеорологическим оборудованием, круглосуточно анализируют данные о состоянии воздуха.

На нефте- и газопроводах установлены многочисленные датчики давления и загазованности, которые в режиме реального времени передают информацию на автоматизированные рабочие места специалистов. Около 500 датчиков непрерывно измеряют содержание сероводорода на основных производственных объектах, в том числе на устьях и кустах скважин. Весь этот комплекс надежен и обеспечивает контроль экологической обстановки.

Сейчас наша «Восточка» – один из самых современных автоматизированных нефтепромыслов в регионе, а применяемое здесь оборудование – уникально. Но даже такая современная система требует контроля трубопроводов на местах: и эту работу выполняем мы с коллегами — оперативно выезжаем на места в случае резких изменений давления в линейной части тубопровода или подозрений на утечку.

— За какие объекты вы отвечаете?

— Линейные участки трубопроводов, крановые площадки, камеры запуска и приема поршней, другие объекты «повышенной опасности». В мои обязанности входит их обход, проверка фланцевых, резьбовых, штоковых соединений – все должно быть герметично. При необходимости проводим работы по очистке труб. Само собой, в нашей компетенции и внешний вид объектов. Возможно, я перфекционист, но считаю, что в нашей компании все должно быть на самом высоком уровне – и сотрудники, и производственные площадки. И мы в силах этому уровню соответствовать.

Повышение надежности трубопроводного парка – важная часть стратегии предприятия. В связи с этим используются специальные системы онлайн-мониторинга коррозии оборудования и другие новейшие разработки – за этим следят уже другие специалисты, но мы постоянно поддерживаем с ними связь, чтобы быть в курсе происходящего.

Я верю, что со временем «сотрудничество» человека и искусственного интеллекта также усилится: цифровизация заменит многие процессы, освободив человека от выполнения больших объемов работ, которые можно доверить машинам. Роль трубопроводчиков тоже изменится: работая в кросс-функциональных командах, они будут контролировать, направлять, делать этот процесс более совершенным.

— Можно ли сегодня назвать работу линейного трубопроводчика рутинной?

— Вовсе нет. Напротив, это постоянное общение с людьми – не только с коллегами, но и с подрядчиками: выстраиваем с ними работу, прививаем нашу корпоративную культуру.

Кроме того, на предприятии существует много программ по повышению компетенций, созданы все условия для развития потенциала сотрудников. Мы регулярно участвуем в различных обучающих программах. А недавно я вступил в члены Нештатного аварийно-спасательного формирования (НАСФ) – получил квалификацию спасателя. Для меня это еще одна веха на пути непрерывного самосовершенствования. Кроме того, это дисциплинирует, учит ответственности за жизнь и здоровье окружающих людей.

— Поделитесь, что для вас самое главное в работе?

— Дружный коллектив и грамотное руководство. За то время, что работаю в «Газпромнефть-Оренбурге», значительно увеличилось количество объектов – месторождение «растет». При этом производство не останавливается ни на минуту: можно остановить скважину, но нельзя перекрыть магистральную трубу. Поэтому для меня очень важно, уходя домой после смены, со спокойной душой передать все дела коллеге-сменщику, которому полностью доверяю. И наоборот, отдохнув после смены, я принимаю «эстафету», будучи на сто процентов уверенным, что на работе все хорошо. Понимание того, что мы все в одной связке, учит ответственности. Иначе и быть не должно – в нефтянке все почти как в хоккее: одна команда, одна цель, один флаг!









© Оренбург Медиа 2019

Top.Mail.Ru