2020 год стал самым сложным в истории оренбургского бизнеса: валютный кризис, коронавирус, лок-аут. Многие предприятия ушли с рынка, многие существенно сократили обороты. Однако если взглянуть на ситуацию глобально, то можно увидеть не только место для шага вперед, но и рост некоторых секторов экономики, убеждены оренбургские экономисты.
Министерство экономического развития и Центр «Мой бизнес» рассказали об итогах девяти месяцев 2020 года. Главная тема – как предприятия прошли пик кризиса и какие меры господдержки помогли им остаться на плаву во время локаута.
Желание работать и господдержка
Первый заместитель министра экономического развития Оренбургской области Наталья Струнцова убеждена, что федеральные и региональные меры поддержки реально вытащили целые секторы экономики.
— Год был сложный. Мы видим, что за девять месяцев в Оренбургской области сократилось количество предприятий. Более восьми тысяч предприятий ушли с рынка, шесть тысяч снялись с учета, остальные – «вычистила» налоговая как неактивные. Есть и банкротства, и закрытие по решению суда. Но. несмотря на все сложности, за этот период регистрировались и новые предприятия. 3,5 тысячи предприятий в Оренбуржье в 2020 году встали на учет, притом открылись во 2-3 квартале, — отметила она.
Наталья Струнцова также обратила внимание на интересные позитивные тенденции по малому и среднему бизнесу.
— По транспортной деятельности с марта по ноябрь наблюдаем рост числа предприятий. Это грузоперевозки, пассажирские перевозки. Физкультура, фитнес и спорт – понятно, что долгое время не работали, в итоге 39 фитнес-клубов закрылись, но это менее 10%. Также десять турагентств по объективным факторам не перенесли лок-аута и закрылись. А по общепиту, напротив, наблюдаем небольшой прирост. Это не может не радовать. Общепит испытал огромные проблемы, долгое время был закрыт, но перестройка на рельсы доставки и продажи на вынос помогла. В дополнительном образовании – увы, более 20 компаний закрылись, отрасль по сути до сих пор закрыта. Больше всего пострадал сектор бытовых услуг населению. Закрылись 138 компаний. Но тут есть примечание: часть закрывшихся перешла в сегмент самозанятых. Некоторые отрасли, напротив, росли. В частности, зафиксирован пятипроцентный рост по розничной торговле, — подчеркнула она.
Худшие сценарии не реализовались, хотя к ним готовились. Региональный бюджет в итоге недополучил от малого и среднего бизнеса до 600 млн. налогов. Тем не менее, вложенные в малый и средний бизнес средства господдержки помогли перезапустить целые отрасли.
— Мы ожидали худшего. Но помогли федеральные меры поддержки, помогла перестройка турпотоков на внутренний рынок, переориентация предприятий на новую реальность. Что не позволило скатиться дальше? Помимо господдержки, желания наших предпринимателей жить, развиваться и работать, их энергии? Оперативность принятых мер. Это был год быстрых решений со стороны бюджета. Государственная машина быстро приняла решение на нескольких уровнях власти и приняла соответствующие мер, — заключила Наталья Струнцова.
Ключевыми мерами поддержки снижение ставки ЕНВД с 15% до 7,5%, снижение транспортного налога на 25%, снижение налоговых ставок по УСН, снижение аренды по государственному и муниципальному имуществу, а также льготное микрофинансирование. С июля по ноябрь в Оренбуржье зарегистрировались 12 000 самозанятых. Налогов в бюджет их деятельность пока не принесла, но экономику и занятость оживить удалось.
Реальная помощь бизнесу
Проводником программ господдержки стал Центр поддержки предпринимательства Оренбургской области. Именно сюда за помощью звонили бизнесмены, именно здесь шла оперативная акселерация молодых предприятий, которые еще не успели попасть под кризисную волну.
По словам руководителя Автономной некоммерческой организации «Центр поддержки предпринимательства и развития экспорта Оренбургской области» Елены Батуриной, время поставило перед сотрудниками амбициозные задачи, которые были успешно выполняются.
— ЦПП принял самое активное участие в программе поддержки оренбургских предприятий в дни коронакризиса. Свою деятельность мы вели по 4 направлениям: акселерация предпринимателей, популяризация бизнеса – программы для школьников и студентов, инициативной и креативной молодежи, а также категории 45+, развитие экспорта и развитие социального предпринимательства. Ключевое направление работы – акселерация. Здесь мы по итогам года должны оказать девять тысяч услуг против двух тысяч годом ранее. Это и прямая поддержка, и обучающие мероприятия. Цифра амбициозная, показатели втрое увеличены, — рассказала она.
Но главное, что искали в дни локаута предприниматели – информация. В организованный центром «Мой бизнес» call-центр пришлось включить всех сотрудников.
— Мы организовали горячую линию, call-центр, через который информировали предпринимателей о мерах господдержки. Самым горячим стал период с апреля по июль, тогда за консультацией в Центр «Мой бизнес» обратились 4700 предпринимателей А всего – семь тысяч звонков, — заключила она.
Среди приоритетных направлений поддержки через программы центра Елена Батурина выделила проведение рекламной кампании, сертификация товаров, размещение на электронных торговых площадках и маркетплейсах, подготовка бизнес-плана, разработка франшизы, помощь в проведении маркировки товаров. На эти цели выделено около 20 миллионов рублей в рамках Национального проекта «Поддержка малого и среднего бизнеса»
В плане обучения, подчеркнула Батурина, было много интересных программ для предпринимателей.
— Мы привели в Оренбург проект «Академия провалов». В рамках обучения предприниматели рассказывали об ошибках, которые допускали в процессе развития своего дела. Так оренбургские бизнесмены – как молодые, так и более опытные, получили возможность обойти много узких или опасных точек, развивая свои компании.