Оренбургская область столкнулась с дефицитом лекарственных препаратов для онкобольных. В числе тех, кто сегодня ждет лекарств пациенты детского отделения Оренбургского онкологического диспансера. Медики ищут препараты по всей стране. Об этом в интервью ГТРК «Оренбург» рассказал главный детский онколог министерства здравоохранения Оренбургской области Александр Шапочник.
Врачи бьют тревогу — деньги на лекарства есть, но препаратов катастрофически не хватает у поставщиков. Аналогичная ситуация сегодня складывается во многих регионах.
— Для нашего годовалого пациента, у которого рецидив острого миелобластного лейкоза «Флударабин» искали по всей стране. Начали обзванивать своих коллег по разным центрам и так далее. Позвонили в Екатеринбурге и вот они уже рассказали, что в аптеке их благотворительный фонд заказывает откуда-то. Им привозят партию. Они говорят, мы попросим и эту партию оставим вам, чтобы нам привезли следующую, — говорит Александр Шапочник.
Среди исчезающих лекарств также «Оncospar» и «Этопозит Тева». Его для оренбургских детей удалось добыть буквально из последней партии. Благотоврители, работающие с детским онкологическим отделением, собрали на это за последний месяц около 300 тысяч рублей.
— Деньги, оказывается, еще не всё. То есть мы можем собрать средства, но не можем купить на них лекарства. Ищем их, где угодно. На сегодняшний день ищем в Грузии, в Турции, чтобы закупиться, — рассказал предприниматель Дмитрий Юдаев.
Онкологи страны, в том числе и Оренбурга, написали коллективное письмо в Минздрав РФ и Правительство страны. К Президенту России Владимиру Путину обратились федеральные благотворительные организации и фонды, которые рассказали о дефиците 26 важнейших препаратов для лечения онкобольных.
Под подписями в обращении — благотворительный фонд Константина Хабенского, «Подари жизнь», «АдВита», «Энби» и другие. Они просят власти принять экстренные меры. Причинами дефицита называют несовершенство госрегулирования и уход крупных игроков. Открытое письмо также направлено в Госдуму, Совет Федерации и профильным ведомствам. Полностью его текст можно найти здесь.
Как говорится в письме, фонды, помогающие больным с онкологией, столкнулись с нехваткой 26 «незаменимых противоопухолевых препаратов». В их числе винкристин, этопозид, даунорубицин, митоксантрон и другие. Их принимают, в том числе, и пациенты с излечимыми формами заболеваний, но их выздоровление без этих препаратов невозможно. Авторы письма пишут об опросе ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр гематологии», который выявил «критическую нехватку» препаратов.
Одна из причин — сокращение производства. Например, в случае с этопозидом производство упало в 20 раз — с 278 тыс. упаковок до 13,7 тыс., говорится в письме. К осени ситуация осложнилась еще сильнее, утверждают авторы обращения.
«В 2020 году производство этих препаратов резко сократилось, на запросы больниц не находится поставщиков. В сентябре—октябре 2020 года ситуация с обеспечением лекарствами онкологических больных вновь ухудшилась: Росздравнадзор уведомил о том, что компания «Верофарм», один из ключевых российских поставщиков онкологических препаратов, отозвала из обращения (в частности, в связи с обнаружением примесей) более 100 серийных партий важнейших противоопухолевых лекарств», — говорится в письме.
Фонды и благотворительные организации настаивают на принятии экстренных мер для ликвидации дефицита.