В Оренбурге сегодня состоялся круглый стол по транспорту. Проблемы отрасли обсудили представители мэрии, Горсовета, общественных организаций, а также предприниматели.
На повестке дня много вопросов: что делать с итогами транспортной реформы, как снизить количество жалоб пассажиров и как сделать отрасль прибыльной? Впервые за долгое время за одним столом собрались все участники рынка: частники и муниципальные перевозчики, чиновники и надзорные органы, депутаты и пассажиры.
Транспортная реформа началась в Оренбурге с февраля 2024 года. В городе изменилась маршрутная сетка вместе с номерами автобусов, муниципальный перевозчик заменил частников на нескольких линиях. Перед этим мэрия закупила почти полторы сотни вместительных пассажирских автобусов. Вдобавок к этому в 2024 году администрация выкупила компанию «Лидерком» — пассажирского перевозчика с большим автопарком. Доля муниципального транспорта таким образом достигла 50% рынка.
Оренбуржцы итогами реформы остались недовольны: по факту ждать автобусов приходится едва ли не вдвое дольше, а уехать вечером стало еще сложнее. В этом году ситуацию частично исправили, закупив автобусы средней вместимости, однако дефицит водителей на большом транспорте сохраняется.
Депутаты перед круглым столом в течение 2 недель проводили рейды по транспорту. Большинство жителей, отмечают в Горсовете, недовольны ситуацией с транспортом. Автобусов не хватает, ходят они нерегулярно. Число автобусов на маршрутах не соответствует заявленному, пассажиры видят это буквально в режиме онлайн на Яндекс-картах.

Введенная полтора года назад нумерация по-прежнему остается загадкой для многих. «Сломали то, что работало много лет», — сказали сразу несколько участников круглого стола. Еще одна проблема новой маршрутной сетки — ее оторванность от реалий «на земле»: многие маршруты не едут к социальным объектам — школам, садикам, поликлиникам.
Глава города Альберт Юмадилов призвал участников к честному разговору с объективной оценкой возможности или невозможности решить те или иные проблемы. Спикер Горсовета Сергей Бабин подчеркнул, что во время транспортной реформы были допущены ошибки, которые сегодня необходимо исправлять.
Наука, бизнес, безопасность
Представители научного сообщества на круглом столе по общественному транспорту напомнили о том, что реформа началась с большого исследования, однако его итоги не применили в реальности даже частично. Заведующий кафедрой автомобильного транспорта Николай Якунин заявил о брутто-контрактах как стратегическом варианте выхода из ситуации с общественным транспортом.
Брутто-контракт в сфере общественного транспорта — это договор, по которому город полностью оплачивает перевозчику выполненную транспортную работу (например, машино-километры), а все доходы от пассажиров (выручку) забирает себе. Таким образом, перевозчик делает ставку на соблюдение расписания и стандартов, а не на количество пассажиров. Это отличает брутто-модель от нетто-контрактов, где перевозчик сам собирает выручку и оплачивает расходы. Ранее о брутто-контрактах публично заявляли сразу несколько оренбургских экспертов и предпринимателей. Однако решения по ним так и не приняли, сохранив предыдущую схему работы.
— Во время исследования мы разбили город на зоны и вычислили число пассажиров, которые в течение дня ждут автобус на той или иной остановке. Правда, нумерацию маршрутов мы предлагали совершенно другую, — отметил Якунин.
С ним согласился и директор Ассоциации перевозчиков Оренбурга Максим Фазуллин. Он назвал главные ошибки транспортной реформы. Это закупка больших автобусов оказалась ошибкой, число единиц транспорта в итоге снизилось, а время ожидания выросло. Нужен транспорт средней вместимости, отметил он.

— По новой нумерации не провели качественной кампании по информированию пассажиров. Люди не знают маршрутов до сих пор, — подчеркнул Фазуллин.
Он также добавил, что частные перевозчики так и не обновили технику. Это он объяснил тем, что до конкурса допускали перевозчиков, которые не успели купить новые машины, но обещали их купить. В итоге выиграл тот, кто лучше обещал.
— Частные перевозчики не против реформы. Мы за повышение качества. Сейчас там работают профессионалы, которые пережили тяготы всех лет. Проблема в том, что новые перевозчики на рынок не приходят, а некоторые сворачиваются. Рынок, к сожалению, выхолощен. Мы просим понятных условий и четкого планирования вместе с мэрией и депутатским корпусом. Более того, мы выступаем против краткосрочных контрактов на 180 дней. Ни один бизнес не может планировать свою работу такими короткими промежутками.
Еще одной проблемой он назвал тарифы на проезд.
— Он позволяет закрывать перевозчикам текущие потребности, но развивать транспортные кампании при таком тарифе нельзя, он «бьет по хвостам». Но тарифы на транспорт — вопрос политический, подчеркнул Файзуллин.
С проблемой тарифов согласился и директор МКП «Оренбургские пассажирские перевозки» Олег Кретинин.
— С такими тарифами и затратами ни о каком развитии предприятия речь, конечно, не идем. Но мы работаем. Никого не уволили за все время.
Впрочем, заместитель начальника отдела государственного автодорожного надзора по Оренбургской области Николай Годяев муниципального перевозчика раскритиковал. Он отметил, что частники легко идут на контакт с правоохранителями, а вот МКП на претензии дорожного ведомства реагирует нечасто.
Среди других проблем, которые озвучили на круглом столе — «конечные». Там нет ни условий для отдыха водителей, ни туалетов. Об этом заявили и Годяев, и председатель Общественной палаты Оренбурга Игорь Шепель.
Депутаты исследовали маршруты

Депутаты Оренбургского городского Совета рассказали об итогах общения с пассажирами и поездок по маршрутам на своих округах. Больше всего проблем — на окраинах: на Бердах, в Южном, на Маяке и в ряде других микрорайонов.
Общественный транспорт — это ключевая социальная услуга, и она должна работать как часы. Сегодня в городе, в частности, в таких районах, как Берды, этого нет, заявил депутат Сергей Матвейкин.
— Ранее мы неоднократно доводили до администрации конкретные факты, основанные на обращениях людей: вечером из района не уехать, интервалы движения непредсказуемы. Считаю, решение должно быть основано на двух четких принципах: первый – это гарантия, а не вероятность вечерних рейсов. Это должно быть прописано в контракте с перевозчиком. Второй – прозрачность и контроль. Каждый житель должен иметь возможность видеть, где его автобус, а каждый доказанный срыв графика должен иметь немедленные и понятные последствия для перевозчика.
Вадим Бикбов отметил, что одной из ключевых проблем для оренбуржцев остается нумерация маршрутов. Депутат Карина Салихова рассказала о проблемах с транспортом в Южном, а Павел Иделев — о ситуации на втором округе. Он подчеркнул, что главной проблемой остается периодичность маршрутов. Жители также жалуются на отсутствие остановок. Похожие проблемы озвучил и Сергей Сукманов.

— Заявили интервал 15 минут, а мы видим 30-40 минут. На наше обращение был ответ, что по маршруту ходит 8 автобусов, а по факту — 4.
Что делать?
Оздоровление отрасли должно быть системным, считает председатель Горсовета Сергей Бабин. Маршрутная сетка должна охватить все районы, в частности, захватив социально значимые объекты. Он также призвал отрасль к обновлению.
— Я был на МКП, туда хорошо детей водить на экскурсии. Все как в советские годы: в диспетчерской — окошечки, бланки. Весь мир сегодня пользуется искусственным интеллектом, а у нас современной диспетчерской по факту нет, — отметил он.
Бабин подчеркнул, что решить проблему можно будет только совместными усилиями, в постоянном диалоге.
— Это наша общая проблема, и сегодня, объединив усилия, мы сможем найти пути её решения. Главное — чтобы жители ощутили изменения к лучшему, — сказал спикер Горсовета.

Глава Оренбурга Альберт Юмадилов призвал всех участников рынка в первую очередь услышать друг друга.
— Я — человек для города новый, но сегодня увидел: взаимодействия ноль, полная разбалансировка. Частные перевозки о своем, МКП о своем, а населению остается только жаловаться, — сказал мэр.
Глава города назвал несколько главных проблем: количество и вместимость транспорта, проблемные районы, отсутствие системного контроля и Единого диспетчерского центра. Однако ключевым вопросом глава Оренбурга назвал плохое взаимодействие структур на всех уровнях. Брутто-контракты, о которых говорили многие участники встречи, ситуацию не спасут, отметил мэр.
Во-первых, это тяжелая нагрузка на областной бюджет, а во-вторых, вместе с такой схемой оплаты в Оренбург могут зайти и федеральные компании-тяжеловесы, которые вытеснят с рынка частные предприятия города. Итогом встречи стала договоренность — в составе рабочей группы проанализировать все ключевые проблемы и в итоге предложить комплекс уже конкретных мер, для изменения ситуация в городском транспорте Оренбурга.



